?

Log in

No account? Create an account

В берлоге у Лешего

Таблице умножения без разницы, вы продаете или покупаете.


Previous Entry Share Next Entry
Позиция технаря: почему отставал СССР?
alex_leshy
В качестве моего предисловия: В ряде моментов с автором не согласен. Например, по размеру рынка СССР конечно от США отставал, но не совсем так линейно, как говорит автор. Численность населения США в 1970 составляло 205 млн. чел., СССР - 241 млн. В Западной Европе проживало 303 млн, чел. в Восточной - 240 млн. То есть, грубо говоря, на 508 млн населения совокупного Запада приходилось 480 млн. - советского блока. Разница не существенная. Другое дело, что они ставили целью своего существования расширение объемов потребления, а СССР - нет. Отсюда и разница в масштабах платежеспособности потребительских рынков, которая действительно отличалась в порядки. Но это все частности. В главном автор совершенно прав. Рекомендую.



Позиция технаря: почему отставал СССР?


Вопрос сложный, конечно. Людям зачастую трудно объяснить, почему так вышло, что наши автомобили — "вёдра с болтами" в сравнении с Тойотой, наша электроника ненадёжна в сравнении с японской и южнокорейской, и вообще почему мы отставали от Запада.

Но ещё Александр Зиновьев говорил:

Нужно вменять ей в вину не то, что она рухнула. Нужно удивляться тому, как она выстояла. 70 лет истории, и какой истории! Никакая другая система бы не выстояла. Никакая! Понимаете, люди ведь абстрактно рассуждают: на Западе есть то, а у нас этого не было. Но ведь черт возьми! На Западе одного населения было чуть ли не в 10 раз больше, чем у нас. Экономически Запад в 50 раз превосходил Россию.

Обыватели не привыкли думать, им ведь важно всё самое лучшее и сразу, и не волнует вопрос "почему?".

Трудно объяснить в каких экономических условиях мы жили, в какой изоляции (неужто это мы отгородились от них?) нам приходилось работать, изобретать, двигать науку, налаживать массовое производство. Часто сложно вообще объяснить что нужно для того, чтобы сделать то-то и то-то, например, массово выпускать танки и самолёты. Для понимания нужен интеллект, глобальное видение, так сказать.

Вот на этот вопрос "почему" и попытался ответить Павел Куракин, м.н.с. Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН.

Привожу лишь некоторые выдержки из его статей. Рекомендую ознакомиться.

Как физик и технарь, вижу, на качественном уровне, что есть важнейший показатель современного производства - разделение труда. Разделение труда - явление хоть и организационное, но чисто технологическое, а не политическое, оно есть и при капитализме, и при социализме. Это просто свойство развития техники. Так вот, чтобы читатель почувствовал, почему это важнейший, а возможно и самый главный параметр экономики, я приведу цитату из книги "Полвека в авиации" академика Е .А. Федосова, генерального директора ГосНИИАС:

".. При посещении фирмы TRW в США мне показали малое по численности работающих предприятие где-то в окрестностях Норфолка, которое выпускает передние подвески автомобилей. Производство представляет собой конвейер, практически полностью автоматизированный, в цеху всего трое рабочих, а рядом стоит стеклянная башня — офис, где трудятся порядка 30 менеджеров и всего три конструктора. И это предприятие выпускает более 70 процентов всех передних подвесок автомобилей для всего мира. Заказчики — практически все ведущие автомобильные компании: здесь и японская «Тойота», и корейская «Дэу», и германские «Мерседес», БМВ, «Фольксваген», и французские «Рено» и «Пежо», и итальянские «Альфа-Ромео», и, конечно, американские фирмы концернов «Дженерал Моторс» и «Крайслер».."

Потому что при таком разделении труда одно предприятие, узко специализирующееся в выпуске какой - нибудь гайки, выпускает чудовищное количество этих самых гаек. Это значительно сокращает затраты, с одной стороны. В огромном числе отраслей массовое производство значительно дешевле. Именно поэтому в СССР "страдали гигантоманией", то есть старались строить все "самое большое в мире". Это не блажь, а самая насущная необходимость. Именно поэтому у нас в Костроме самая мощная в Европе ТЭЦ. Мне рассказывали, что несущий вал ротора одного (!) энергоблока в Костроме длиной порядка 70 метров, а в диаметре он порядка 1 метра. Именно поэтому у нас (был) самый большой в мире речной сухогруз "Волга - Дон", перевозящий до 5 тыс. тонн. Именно поэтому в СССР строили такие гиганты как Саяно - Шушенскую ГЭС. Именно поэтому наш КамАЗ может выпускать 150 тыс. машин в год - это порядок величины самых крупных мировых производителей грузовиков в мире только сейчас. Сооружение таких объектов, как легко догадаться, было большим научно - технологическим вызовом само по себе, да и стоило немало, но на это сознательно шли, потому что страшно выгодно.

У СССР, даже вместе с СЭВ, просто никогда не было столь емкого рынка, чтобы клепать триллионы таких гаек. В этом вся соль. Поэтому и изгалялись, придумывали обрабатывающие центры. Все дело - в размере всей системы. Он у СССР был маленький, чтобы позволить себе тот же способ повышения эффективности экономики, как Запад. Даже официальные 80% промышленного производства СССР от США - это мало. Потому что экономика СССР - это территория СССР, а экономика США - это весь мир. Весь развитый мир, во всяком случае. Вот если бы у нас было 200 - 300% от США, тогда можно было бы сравнивать автомобили, а так - бессмысленно. В целом. американский автопром имел за весь 20 век суммарные обороты примерно в 20 раз больше, чем СССР - именно в 20 раз он потребил больше металла. Вот в эти 20 раз советский автомобиль и имел право быть хуже американского. Я на полном серьезе, никаких шуток.

Любопытно, что в СССР, вне всяких сомнений, понимали важнейшее значение высокой степени разделения труда и в ряде случаев ее удавалось достичь внутри самого СССР, причем даже раньше, чем ее достигал Запад в этой области:

«То, что первые кварцевые часы были выпущены в СССР в конце 70-х, может показаться увеличением технологического отставания, ведь Seiko Asrton появился в 1969-м. Но на этот вопрос можно смотреть иначе. Для советского Часпрома освоение кварцевых часов означало начало интеграции отрасли.

Заводы и раньше обменивались специалистами и технологиями, но все попытки создать единый стандарт механизма оказывались неудачными: каждое предприятие продолжало выпускать свой набор калибров. При выпуске кварцевых часов удалось изначально достичь едва ли не высшей степени интеграции и разделения труда.

В Угличе выпускались резонаторы, в Минске — электронные блоки, на «Полете» — детали шаговых двигателей. Затем заводы обменивались компонентами, и каждый собирал готовые механизмы. Такая схема позволила в короткие сроки нарастить объем выпуска, и в течение 10 лет СССР стал одним из крупнейших экспортеров кварцевых механизмов.

Причем уже в 80-х у нас выпускались такие сложные модели, как «Чайка» 1056 (механизм размером всего 10 мм), часы с лунным календарем, музыкальным сигналом и т.п. Таким образом, уже в 80-е отрасль превратилась в холдинг, каждое предприятие которого имело свою специализацию. «Полет» выпускал механические часы, сложные механизмы, а также был центром передовых разработок. Специализацией «Чайки» были резонаторы, производство камней, женские и кварцевые часы. «Заря» также выпускала кварцевые и малогабаритные механические часы. Был построен Витебский приборостроительный завод, оснащенный самым передовым для того времени оборудованием по производству корпусов и браслетов. Благодаря узкой специализации предприятий можно было до предела снизить себестоимость производства часов.

Вывод на рынок кварцевых часов потребовал в короткие сроки обучить персонал магазинов и ремонтных мастерских работе с принципиально новым типом товара. И в 80-х своего расцвета достигли система обучения и переподготовки кадров.

Таким образом, структура советского Часпрома уже в начале 80-х была очень похожа на ту, к какой пришла швейцарская промышленность лет через 5—7. Вдобавок именно на базе кварцевых механизмов была впервые на практике реализована идея базового технологического конструктора. Было спроектировано два набора деталей (прежде всего — колес), из которых комбинировались все выпускаемые механизмы. Это позволило значительно резко удешевить производство и упростить процесс разработки новых калибров.

Большое внимание, которое уделялось отрасли, объяснялось просто: часы были вторым по рентабельности товаром для государства. Старожилы рассказывали, что себестоимость часов «Чайка» составляла примерно 3 рубля, в то время как в магазине они стоили не менее 40. ... лишь грампластинки приносили на вложенный рубль больше, чем часы: себестоимость щепотки пластмассы была много ниже трех рублей».

(Отрасль парадоксов, Часовой бизнес, спецвыпуск 2007)

Важно понимать, однако, что в целом СССР не мог позволить себе такую организацию производства в большинстве отраслей - общий размер экономики не тот.

Это абсолютно общая картина, а не частный случай. Вот как в книге "Министр невероятной промышленности СССР" описывает А. И. Шокин становление западной электроники во время и в первые годы после Второй Мировой Войны:

"...Но ни США, ни Великобритания решить все задачи по ускоренному оснащению армии и флота средствами радиоэлектронного вооружения, особенно радиолокационными, в одиночку не смогли. Потребовалось объединение огромных материальных и денежных ресурсов Соединенных Штатов с научными ресурсами Англии. В 1940 году при взаимном обмене в области радиолокации США получили уникальный английский магнетрон, а англичане – американский антенный переключатель, без которого они были вынуждены оснащать свои станции отдельными антеннами на передачу и прием.."

Все это Советский Союз развивал сам, сплошь и рядом достигая выдающихся достижений (из книги А. И. Шокина):

"...Без преувеличения выдающимся успехом стало освоение производства цветных кинескопов. Цветной кинескоп относится к числу сложнейших изделий техники – цикл его изготовления включает в себя более 6000 технологических и контрольных операций. Для сравнения можно указать, что цикл изготовления автомобиля «Жигули» состоит из 1500 операций. На производство цветного кинескопа идут материалы свыше четырехсот наименований. Американские специалисты предсказывали, что СССР не сможет наладить массовый выпуск цветных кинескопов раньше 2000 года. Называя этот срок, они исходили из собственной практики: Соединенные Штаты затратили на это четверть века."

Наконец, вернемся к "отставанию". Все очень просто. Просто надо знать историю техники, и понимать как она развивается. Возьмем компьютеры. в 80-х годах прошлого века уже США контролировали уже 80% мирового рынка компьютеров и оргтехники. Это не Советский Союз "отстал" от США в компьютерах, это весь мир отстал.

Но США вышли в мировые компьютерные лидеры не просто так. А ценой того, что они отстали от своих союзников (причем подчиненных союзников!) в технологиях предыдущих технологических укладов. Например, в химии, металлообработке, автомобилестроении - от Германии и Японии. Американцы отдали им эти отрасли, чтобы самим сконцентрировать затраты - огромные затраты - на других отраслях.

В мире ни одна страна, даже развитая и тем более развитая - не делает всего сама, как делал СССР. Не делает и не разрабатывает. Потому что это невероятно дорого. Существует эффективное разделение труда среди развитых стран. И это разделение эффективно ровно постольку поскольку это очень большая система. Чем больше система, тем эффективнее разделение труда, потому что узкоспециализированную продукцию выгодно выпускать только большими тиражами, огромными тиражами - то есть, емкость рынка должна быть очень большой.

СССР не входил в эту систему разделения труда, вот и всё. СССР делал почти все разработки, ведущиеся в мире, и выпускал весь спектр технологий. Например, только США и СССР выпускали промышленные генераторы электромагнитного излучения вот всех технических диапазонах - этого делать не в состоянии объединенная Европа (какая там Япония) даже сейчас. Только СССР (даже не США) выпускал летательные аппараты всех типов и классов.

И видеомагнитофоны СССР делал, причем до 80-х студийные видеомагнитофоны (сравнимого качества) выпускались только в США и СССР. Но американцы передали технологии японцам, и в 80-х японцы наводнили весь мир. Но СССР просто не участвовал в этой гонке, как и не участвовал в автомобильной. Был бы в СССР такой же емкий рынок, как у всего развитого мира, вместе взятого - то есть было бы у покупателей столько средств на разработку - участвовал бы. И сделал бы все еще лучше. Мы и с меньшими средствами создавали автошедевры.

Участвовать в мировом разделении труда очень выгодно. Мало кто понимает, что мобильная связь могла появиться только в очень большой системе с разделением труда. Технологии СВЧ, лежащие в основе мобильной связи, практически монопольно разрабатывались в США и СССР после второй мировой войны. Следовало бы ожидать, что именно и только компании США станут монополистами на мировом рынке. Но этого не произошло. Почему? Потому что не по силам поднять всю эту машину, всю инфраструктуру, все необходимые сопутствующие технологии для одной страны, даже такой мощной как США. Никакие немецкие Сименсы, тем более никакие финны в Нокиа сами бы никогда всего этого не разработали. Им передали технологии американцы. Зачем? Чтобы совместно поднять индустрию, разделить затраты.

СССР совершил гигантский рывок в условиях изоляции. Ни одна развитая страна не испытывала такой острой необходимости разрабатывать все самим, как СССР. Кто создал пенициллин, я спрашиваю? США? Пенициллиновый проект стоил столько же сколько атомный. Пенициллин Америке делали ученые всего тогдашнего мира, и США начали выпуск пенициллинума (так он у них назывался) в 1943 году, тогда же они он пошел по ленд-лизу союзникам на фронт, включая СССР. Но в 1944 г Советский Союз уже начал выпускать СВОЙ пенициллин. Мощности были значительно слабее американских - разумеется, а вот качество союзники признали лучшим. Всё сами.

Это был фантастический, астрономический рывок.

Источник: КОНТ




Не совсем так.
ОДНОЙ ИЗ причин, резко, катастрофически усиливающих действие описанного фактора, было низкое качество управления экономикой. Причём под "управлением" я понимаю обеспечение выполнения тех или иных производственных операций именно так, как они задуманы и прописаны в утверждённом плане.
В Советском Союзе БЫЛ "рынок", достаточный для экономической эффективности существования специализированного завода по их производству. Но... У предприятий НЕ БЫЛО ГАРАНТИИ, что требуемое ему количество гаек с требуемыми свойствами будет доставлено во-время. По очень и очень многим причинам.
Например, если такой завод будет где-нибудь в Краснодарском крае, а гайки нужны в Хабаровске - или наоборот - то транспортировка требует времени и затрат, которые делают стальные гайки золотыми.
Далее, потребитель должен заказать соответствующее количество гаек с соответствующими параметрами. Прохождение заказа и подготовка нового производства требуют времени, причём для ускорения подготовки производства определённые меры нужно было принять заранее, в идеале - ещё на этапе организации завода...
Затем, в силу ведомственной разобщённости завод-потребитель может не знать возможности завода-изготовителя гаек. И нужны энергия и прочие положительные качества людей уровня Л.П. Берии (А.Н. Косыгину или Д.Ф. Устинову это было уже практически не под силу...), чтобы ЗАСТАВИТЬ соответствующие руководящие структуры взаимодействовать, напомнив им, что они, вообще-то - части ЕДИНОГО организма...
Все эти проблемы были известны, но на разных этапах нашей истории решались с разной эффективностью, а с конца 70-х решаться почти перестали...

Народные автомобили

так называемое ведро с гайками - Запорожец 20 лет назад стоил около 2-3х тысяч долларов.
Аналогичная по классу машина Смарт от мерседеса сейчас стоит 20тысяч долларов.
Разница только в комфорте.
Ну и вопрос: готовы ли вы платить за комфорт 18 тысяч?
Именно по этому наши Лады пользовались большой популярностью - дешево и сердито.
Сейчас конкуренции нет - покупайте "Смарты". Зато сидеть мягко ;) ... за 18 тысяч.

Re: Народные автомобили

Ну да, Жигули стоили в 70-х около 5000 руб, что, если брать официальный курс 0.64 доллара за рубль, составляло где-то 7500 долл. за не поймешь что с чахлым четырехцилиндровым двигателем в полтора литра:) В США примерно за ту же цену можно было приобрести фулл-сайз, правда, не в самой богатой комплектации:) Скорее всего, в такой комплектации пришлось бы довольствоваться рядной шестеркой, а не восмеркой, но, все равно, объем бы был под четыре литра:)

Я вот тоже технарь , только не физик-академик нихрена , НО ---- какого хх.. ему надо было рынка и объема при дифиците всего и вся ???? Делай гайки , расхватают , нет проблемм со сбытом , нет конкуренции , да еще и обязать можно брать именно эти гайки .
Короче , базар про объемы мимо кассы .))
Эт первй косяк статьи.
Второй : сверхкрупное производство - инертно очень сильно и быстро перейти на другую продукцию может с большим трудом . Вот только относится это вовсе не к западным предприятиям , а совсем наоборот .))

Edited at 2017-02-19 10:01 pm (UTC)

Действительно, самый главный вывод лежит на поверхности - дефицит.
Но и в целом статья просто перенасыщенна враньем.

во первых, наш пиницилин был ГОРАЗДО хуже.

во вторых, не надо изобретать велосипед, наша экономическая модель ни на что не годилась, а наша политическая система не смогла этого признать и соответственно исправить.

Кстати китайцы смогли.Так что коммунистическая идея непричем.

Edited at 2017-02-19 10:22 pm (UTC)

Не факт...
Китайцы выросли за счет роста рынков и большого числа молодежи.
Посмотрим что будет лет через 10.

Вопрос на самом деле комплексный и многофакторный. А камешек, я так понимаю - в сторону импортозамещения. Типа, импортозамещение это плохо, потому что Россия выпадает из мирового цикла производства и потребления...

"Я вас настиг, какой я молодец" (ц).

На самом деле существует некоторая разница между свободными колебаниями в системе и вынужденными колебаниями, понимаете? Во времена СССР существовали жесткие ограничения на обмен технологиями, которые до сих пор - сквозь все эти годы - действуют. Во времена СССР существовал феномен закрытых научных публикаций - и это до сих пор имеет место везде. То есть на самом деле полноценной научно-промышленной интеграции в западный мир в результате распада СССР ни одна из советских республик не получила. Да и с товарной интеграцией проблемы, достаточно посмотреть на возню вокруг газа и газопроводов...

Охота на мозги, приводящая к вымыванию всех, кого имеет смысл покупать ЗАДОРОГО, усиливает Запад и ослабляет республики б.СССР. А те, кого не имеет смысл покупать ЗАДОРОГО, либо продадутся задешево, либо ничего в плане конкурентной борьбы из себя не представляют.

Наконец, импортозамещение вот уже в наши дни возникло как ответ на политичски мотивированное блокирование совместных научных и технических проектов как в сфере бизнеса, так и в сфере науки.

То есть - мы имеем дело не с системой со свободными колебаниями, а с системой с вынужденными колебаниями. А значит, причины нужно искать не только во внутренней архитектуре системы, но и в системе взаимодействий с окружением.

Вот примерное техническое мнение по данному вопросу.

Вопрос на самом деле комплексный и многофакторный.

1). Начиная с Хрущева у нас в стране стала вводиться уравниловка в зарплате. Оклад + премия перестали зависеть от конечного результата. В результате потеря заинтересованности в повышении производительности труда и разбазаривание ресурсов.
2). Отказ от центрального планирования и переход на совнархозы (тоже хрущевские реформы), потом частичный возврат к Госплану, но уже планирование по валу, а не по необходимости. Плохая логистика - завод в Хабаровске, а гайки в Донецке.
3). Никто не думал о потребителе - и так купят в условиях превышения фонда зарплаты над товарным покрытием. Можно говорить о сложности в производстве компьютера, но выпускать модный фасон одежды кто ж мешал?

хорошая и даже отличная статья, но все-таки склоняюсь что проигрыш был в навязанной идеологии.
достаточно того факта, что идеологией с момента воцарения Хрущева занимался Отто Куусиннен, выдвигавший лозунги о коммунизме не как о цели движения и развития, а как о конкретной остановке и деградации самой идеи, достигнув которой ничего не нужно будет делать, а только в потолок поплевывать.
пс: и да - он был как раз идейным отцом и патроном еврея Андорова.

Edited at 2017-02-19 11:49 pm (UTC)

Проблема в том, что слишком многое в системе зависело от тараканов в отдельных головах.

достигли ядерного паритета с америкой
советское руководство перестало бояться и...
развиваться стало незачем

Если коротко, то многократно повторное изобретение любого велосипеда дело затратное!
Межведомственные барьеры и ненужная секретность во множестве мешали.
И, главное. 1 любое государство бы просто не выжило после такой войны.
2 Сталинская кадровая политика была порочной с самого начала.
А потом количество переросло в качество. Не все были пробивными Королёвыми и слишком много в руководстве было "безруких комсомольцев" а ля Никита.

Наши автомобили - собраны людьми и для людей.
Ихние - изделия обездоленных рабочих для своих разнузданных хозяев.
Горечь в том, что измождённые гнётом капиталистов трудящиеся, влекомые тезисами кредитов и плазменных панелей, уже не хотят видеть будущего для своего потомства, для своих детей.

Будущее для потомства - жизнь в будках без удобств!!!
дем22.jpg

> мобильная связь могла появиться только в очень большой системе с разделением труда
Мобильная связь первой появилась в СССР. Создатель её Куприянович. Но здесь сыграла свою роль не экономика, а политика. Мобильная связь была сразу ограничена доступом к ней партийно-правительственного аппарата. Если кто не знает, то система сотовой связи СССР называлась "Алтай". Жива до сих пор...

Для нас гораздо важнее было создавать средства защиты, в том числе и вооружения. Поэтому не случайно говорят: "какой бы автомобиль не создавали в СССР, всё равно танк получается". Танки - лучшие в мире. Например, в одном американском рейтинге углядел Т-72. По всем характеристикам он луче "Абрамса". Но стоит на втором месте в рейтинге из-за "недемократичности". Долго выяснял, что понимают американцы под демократичностью и потом на одном форуме увидел, что это теснота, из-за которой проститутка не может сделать минет членам экипажа.

Edited at 2017-02-20 02:42 am (UTC)

Это абсолютная ерунда. Все что Куприянович только изобретал в 47м (телефон гроб в тачку на лампах) - в англии с 1946 уже во всю продавалось и эксплуатировалось на коммерческой основе.

К тому же радиоудлиннитель телефонной линии к сотовой связи имеет такое же отношение как сортирник или детская уоки-токи.

Алтай - не сотовая сеть а дуплексная транкинговая (нет хендовера, нет структуры сети в виде шестиугольных ячеек). Погуглите кто и когда изобрел транкинг (не уверен но опять же думаю моторола в какие нибудь 40-е).

Edited at 2017-02-21 07:31 am (UTC)

Через 10-15 лет после того, как возняк и джобс успешно стали продавать свои компьютеры.

"Удалось, по случаю, показать машинку зам.министра Радиопромышленности СССР Горшкову. А надо сказать, что это министерство курировало почти всё производство вычислительной техники в СССР. Навсегда запомню невообразимую руководящую мудрость. Дословно: "Ребята, хватит заниматься ерундой. Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете что такое ЭВМ? ЭВМ это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!"

Это брехня времён перестройки. Не мог министр сказать "через 10-15 лет после того, как возняк и джобс успешно стали продавать свои компьютеры". В СССР выпускались малые машины и персоналки типа того же "Агата" или "Искры". Микропроцессоры стали выпускать в 1974. А журнал "Радио" с 81-го вообще печатал схемы для самостоятельной сборки персонального компьютера.

да все просто как 5 копеек,

и СССР и РИ не могли решать проблемы, стоящие перед страной.
Потому и оказались в унитазе.

Власть хороша пока умеет решать проблемы.

"они ставили целью своего существования расширение объемов потребления, а СССР - нет. "

Неверно!!!! Цель коммуняк: "От каждого по способностям, каждому - по ПОТРЕБНОСТЯМ"!!!

140 млн. японцев

надо добавить

плюс капиталистическую периферию - от латинской америки до ближнего востока и южной азии

плюс историческая фора запада:
западная германия была богаче восточной германии всегда и т.д.

плюс климат, плюс низкая плотность населения, плюс сухопутная логистика

>>> Технологии СВЧ, лежащие в основе мобильной связи, практически монопольно разрабатывались в США и СССР после второй мировой войны.

NMT стартануло на 450 мегагерц - это дециметровый стандарт, никаким СВЧ тут и не пахнет. радиорелейная связь, по которой общались базы - тоже не была к этому времени ноухау.

>>> Просто надо знать историю техники, и понимать как она развивается. Возьмем компьютеры. в 80-х годах прошлого века уже США контролировали уже 80% мирового рынка компьютеров и оргтехники.

причина, по которой запад обскакал ссср в компьютерах, да и вообще в электронике - бабло. бабло, которое огромной потекло в отрасль от простых людей (и продолжает течь до сих пор).
ибо пока компьютеры оставались огромными, и финансировались ручейком из бюджета государства и крупных корпораций - ссср и запад были на равных. но потом у американов случились сперва dec pdp, направивший в отрасль бабло от среднего бизнеса, а потом атари 2600 и альтаир 8800, совершившие взрыв в области развлечений и мелких расчетов.