alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Истребитель F-35: муки хождения по замкнутому кругу



F-35 Joint Strike Fighter является самой дорогой военной программой в мире — её общая стоимость превышает 1 триллион долларов. При этом в новом докладе Пентагона сообщается, что истребитель до сих пор имеет несколько сотен критических недостатков и не будет готов к боевым испытаниям как минимум до 2019 года. На сей раз многострадальный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 подверг разгромной критике в своём ежегодном докладе директор управления по эксплуатационным испытаниям и проверкам Министерства обороны США Майкл Гилмор. Военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, более половины из которых остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.

http://www.popmech.ru/weapon/318122-istrebitel-f-35-okazalsya-eshchye-khuzhe-chem-dumali/


Порой мне кажется, что операционную систему для F-35 писали Мелкомягкие. Во всяком случае, если судить по соотношению заявленных обещаний ее немерянной крутости и количеству всплывающих багов, которые никто не может устранить.

А если серьезно, то проблема с самолетом вовсе не в том, что он пятому поколению не соответствует. В действительности эти поколения просто придуманы маркетологами для облегчения продаж сложнотехнического оружия в условиях отсутствия большой серьезной войны, по результатам которой можно бы было объективно судить об эффективности тех или иных систем. Дело не в поколениях, дело в том, что F-35 не соответствует не только первоначально декларированным техническим характеристикам "перспективного самолета", но и уже много раз сниженным ТТХ, уже откровенно подгоняемым под фактические характеристики машины.

Получился замкнутый круг. Если писать все честно, как есть, то самолет вполне себе летает. Но тогда он ничем не превосходит признанный устаревшим F-18 Суперхорнет, который стоит в пять раз дешевле и на сегодняшний день уже обкатан до высокой степени надежности. Если с этим согласиться, то единственно правильным шагом будет всю программу F-35 закрыть, а расходы списать в убытки. Это вызовет серьезный скандал. Полетят головы. Местами не исключено что и буквально. По крайней мере политические карьеры закончатся у многих. И лоббистские тоже. Не говоря уже банально за деньги. Вложившиеся в проект иностранные государства, которых набралось больше двух десятков, включая Канаду, Великобританию, Австралию и Японию, вполне обоснованно потребуют вернуть инвестиции. А их нет, деньги то давно попилены.

Американцы пытаются характеристики машины, даже пониженные, все равно везде, где это возможно, завышать. По крайней мере, чтобы получившиеся цифры более-менее заметно превосходили параметры того же Сеперхорнета, и этим бы было можно обосновывать продолжение проекта F-35. Мол, машина то будет хорошая, просто нужно немного потерпеть, пока ей детские болезни лечат. Но беда в том, что не в коня корм. В том смысле, что болезни оказываются совсем не детским, а врожденными неустранимыми уродствами, подтянуть которых до заявленных характеристик не получается. Более того, вопрос даже не в деньгах, не получается по причине отсутствия даже теоретического понимания - как это вообще можно поправить. А поправлять там требуется море всего. Вот тут ежегодном докладе директор управления по эксплуатационным испытаниям и проверкам Министерства обороны США Майкл Гилмор приводит просто разгромный список. Проще действительно плюнуть и начать проектирование новой машины с чистого листа. Но как это объяснить общественности, партнерам, и на чем летать те полтора десятка лет, когда старые машины уже точно уйдут под списание, а новая машина еще не появится?

Как так получилось? Да, все дело в деньгах. Но не только в желании их пилить, вопрос на самом деле заключался в другом. Объективно в конце ХХ века Америке никаких новых типов самолетов уже не требовалось. Даже F-22 Раптор являлся больше просто игрушкой для очень узкого круга задач в рамках устаревшей концепции воздушной войны, после крушения СССР явно утратившей свою актуальность. Но по устоявшейся традиции рейды дальних бомбардировщиков требовали обязательного истребительного сопровождения. Значит и для стелтс-бомбардировщиков В-1, В-2 и F-117 требовались и свои невидимые истребители. Собственно, таким должен был стать F-117, но он вышел слишком бомбардировщиком и недостаточно истребителем. Впрочем, дело не в этом. Проблема заключалась в том, что по уму, даже с учетом Раптора, на ближайшие три десятка лет, т.е. где-то до 2020 года США ни в каких новых самолетах не нуждались. Как массовая машина, у них были легкий фронтовой истребитель-бомбардировщик F-16 и тяжелый, в том числе палубный, F/A - 18. Штурмовые задачи успешно решал А-10, а общие бомбардировочные - В-52, В-1 и В-2. Для особо секретных миссий - F-117 и перспективный F-22. Более чем достаточно, с учетом возможностей по обычной модернизации этих платформ. Но выбор этого пути означал прекращение НИОКР в военном авиастроении, так как вести работы за свой счет корпорации не желали, - да и как их вести без внятного понимания взглядов заказчика на результат? - а бюджет просто так на исследования без конкретной цели денег бы давать не стал. В то же время остановить НИОКР на на столь долгое время означало остаться без научно-технической базы. Инженеры разбегутся. Исследовательские центр умрут. Потом придется начинать все с начала, причем, с явным отставанием от конкурентов. А кто даст гарантию, что за это время противник не обгонит на пол века и тем самым не превзойдет стратегически? Это уже вопрос национальной безопасности.

Один мой друг сложившееся положение с F-35 охарактеризовал чертовски метко. "Такое впечатление, что разработкой 35го вовсе не Skunk Works занимались (подразделение Локхид-Мартин, подарившее миру такие технологически прорывные самолёты, как SR-71, B-2, F-117, F-22 и разрабатывавшее в том числе и F-35) а отдел маркетинга..." Именно так все и было. Если остановить НИОКР, то дальше жить на что? Вот маркетологам и пришлось буквально вставать грудью на пулеметы. Что нужно потребителю ему объяснит наш отдел маркетинга. Он и объяснил. В лучших традициях учебников гуру от маркетинга. Потребитель давно уже ничего не понимает в товарах, он покупает прежде всего красивую мечту. Значит ее и надо ему предложить. Предельно фантастическую, максимально пафосную, стопудово убервафлю, чтобы круче, чем в кино.

Чтобы ее успешно продать еще на уровне идеи маркетологи включали в ТЗ все возможные хотелки и даже откровенные фантазии заказчиков. Чтобы самый крутой. Чтобы самый быстрый. Чтобы самый невидимый. Чтобы самый универсальный. Чтобы и сухопутный, и палубный, и для морской пехоты, и для внутренних и для экспортных рынков. Чтобы он сам следил за своим состоянием, самостоятельно вел эксплуатационный реестр, самотестирование проводил и без всяких кладовщиков оформлял заявки на запчасти. Чтобы мог применять любое оружие. Чтобы с дозаправкой в воздухе. Чтобы и истребитель и бомбардировщик. Чтобы и то, и другое, и третье, и еще бесплатны вайфай, автоматическая кофеварка с программой на сотню видов кофе и тридцать уникальных аватарок в личном видеочатике. И чтобы бонусом массажное кресло командующему авиацией. Только нарисовать ролик в 3D это одно, а реализовать на практике - совсем другое.

Этой мечтой и стал проект F-35. За эту мечту они же сейчас и расплачиваются.

Специально для КОНТ



Tags: США, авиация, комментарий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments