alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Пару слов про "Мистраль"

Когда в СМИ появились сообщения о том, что «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль» в июне 2011 года (Источник), это сразу вызвало бурный поток всяких споров. Чаще всего негативных.



Один "Мистраль" по контракту стоит 500 млн. евро (Источник). Заказано их четыре. Правда, как бы в две очереди, сначала два и еще два потом. Но в любом случае, какого рожна выбрасывать два миллиарда евро во Францию, если на эти деньги можно загрузить работой собственные верфи?! И на валюте экономия, и рабочие места, и развитие отечественного кораблестроения. Словом, три в одном! И ведь не сказать, что этот аргумент являлся безосновательным, когда российские верфи периодически жаловались на дефицит отечественных заказов.

Другие, в том числе тогда и я сам, больше сетовали на сомнительную нужность самого такого огромного ДВКД, как "Мистраль" для российского флота. Доводов к этому вопросу просматривалось два.

Во-первых, Россия являлась тогда и, к сожалению, сегодня является пока лишь державой региональной. Причем - континентальной. Это значит, что наши геостратегические интересы лежат в абсолютном большинстве только на суше, к которой значительно проще доехать на танке. На худой конец - довезти десант на транспортных самолетах. В остро интересующих нас регионах просто не существует побережья, на которое бы имело смысл высаживать морскую пехоту. Конечно, некоторые горячие головы временами мечтают о великом походе на Вашингтон. Но они не учитывают, что всех сил российского флота не хватит для прикрытия десанта на этапе перехода через океан и защиты таких протяженных коммуникаций снабжения десанта. Да и суммарной численности армии, всей армии, а не только морской пехоты, для войны такого масштаба, у страны явно недостаточно. От слова - совсем.



Кстати, отсюда вытекало и во-вторых. Один ДВКД "Мистраль" одновременно берет на борт десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолётов массой 12 тонн. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. м. (Источник). Если учесть, что вся численность российской морской пехоты даже в советские времена колебалась примерно на уровень 5 тыс. человек, а сегодня вообще сводится примерно к четырем бригадам (Источник), то получается, что четыре "Мистраля" всю российскую морскую пехоту могут перевезти за один заход.

Куда и зачем?! Кому и для чего все это нужно? Попил бюджета? Продажа Родины? Вопиющая глупость Минобороны? Ответ на эти и многие другие вопросы "с галерки" появился только сейчас, когда полыхнуло на Украине.

Можно легко найти в интернете, с каким единством страны ЕС выступили вместе с США против России, когда начались события Майдана 2.0. Угрозы. Санкции. Чуть ли не "уходи из моей песочницы, забирай свои игрушки и не писай в мой горшок" (с). Как в бородатом анекдоте: "детей пополам, мебель - в форточку!". Так было в феврале. Так было марте. Так было в апреле. Так было даже в начале мая. Но потом прагматические европейские бизнесмены стали подсчитывать возможные последствия... и нашли для себя много всего интересного и неприятного. В том числе французы "нашли Мистрали".

Как всегда "внезапно" выяснилось, что за прошедшие годы на верфях компании STX France во французском Сен-Назере проходит ходовые испытания ДВКД-1 «Владивосток». Там же строится носовая часть ДВКД-2. «Владивосток» был спущен на воду 15 октября 2013 года. Предполагается, что он будет передан ВМФ России осенью 2014 года, после чего на одном из российских судостроительных заводов вертолетоносец оснастят вооружением. (Источник) Если французская сторона, на манер "на зло маме отморожу уши", в одностороннем порядке откажется от исполнения контракта, то штрафные санкции для STX France составят 1,2 млрд. евро. (Источник) Ради чего? Ради спасения "эуропэйскохо выбору незалэжной Украины"? А Украина, это вообще где? А она сможет компенсировать Франции потерю около двух тысяч рабочих мест только среди французских докеров? И еще до 17 тыс. рабочих мест на всех связанных с этим контрактом производствах, в частности, например, среди сталеваров? А штрафные санкции, которые разными экспертами оцениваются от 800 млн. до 1,5 млрд. евро Украина готова покрыть? Или может быть Украина сама готова перекупить эти "Мистрали", ведь у нее, говорят, есть собственный ВМФ? Нет? Как так? Э_э, господа хорошие, мы пожалуй с разрывом контракта тоже торопиться не будем. Демократия демократией, а бизнес - бизнесом!



В результате надо признать, что контракт на "Мистрали" был заключен совершенно верно, своевременно и весьма дальновидно. Скорее всего третий и четвертый ДВКД ВМС РФ заказывать не станут. Либо, как это обсуждалось изначально, начнут их постройку уже на собственных, российских верфях. Что и по деньгам выйдет дешевле, даже с учетом неизбежного роста цен, и, что еще важнее, позволит освоить интересующую нас технологию кораблестроения. Последнее тем более ценно, что в дальнейшем Россия сможет сама по этим технологиям строить разные другие потребные флоту корабли уже самостоятельно. Но не это главное. Чрезвычайно важным оказалось политическое значение заключенного контракта, позволившее на экономических связях обыграть вашингтонских политиков и серьезно поломать им "все планы". Вкривь и вкось пошел не только американский проект Украина-Майдан-2.0. С заманиванием ЕС в TAFTA, у Вашингтона также наблюдаются серьезные проблемы.

Словом, еще раз подтверждается справедливость народной мудрости о том, что судить о лесе нужно тогда, когда вырастут деревья, а не тогда, когда в землей присыпали первый хилый саженец.
Tags: ДВКД, ЕС, Мистраль, Франция, вертолетоносец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments