alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Пара слов о новом британском "дирижбанделе" Airlander 10



Самый длинный в мире летательный аппарат Airlander 10, представляющий собой гибрид самолета и дирижабля, поднялся в воздух с аэродрома Кардингтон в английском графстве Бедфордшир, сообщает ВВС. Длина аппарата стоимостью 25 млн фунтов составляет 92 м, что почти на 15 м больше самого длинного пассажирского самолета Ан-224.

Airlander 10 весит 20 т, он, по словам разработчиков, сможет подняться на высоту в 6 км, разогнаться до 148 км/ч. Воздушное судно сможет оставаться в небе до пяти дней, перевозить грузы до 10 т и садиться на воду. Первый полет был запланирован на 14 августа, но тогда не состоялся по техническим причинам.

Изначально Airlander разрабатывался как разведывательный летательный аппарат для правительства США, но из-за сокращения оборонных расходов проект был заморожен и возобновлен уже частной британской фирмой Hybrid Air Vehicles. Разработчики указывают, что новый аппарат является многоцелевым транспортом, который можно использовать для разведки, обеспечения связи, доставки гуманитарной помощи, а также для пассажирских перевозок.

До сих пор использование дирижаблей в коммерческих целях не имеет удачных примеров.

http://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/08/18/653519-gibrid-dirizhablya-samoleta


А вот тут фиг его знает, товарищ майор. С одно стороны, да, пока использование дирижаблей в коммерческих целях удачных примеров не имело. Но раньше и аппаратов, при собственном весе в 20 тонн, способных брать до 10 тонн полезного груза не существовало тоже.



Несколько примеров



Модель самолета Макс. взлетный вес, т. Макс. коммерческая нагрузка, т. Доля комм. нагр. в макс. взл. весе, %
А318 68 13,3 19,5
А319 75 17,9 23,8
А320 77 18,6 24,1
А321 93,5 23,4 25,0
Boeing 767-300 158,7 40,2 25,3
Ил-76 170 40 23,5




Хорошо видно, что полезная коммерческая нагрузка в авиации составляет максимум четверть от полного взлетного веса. У этой британской каракатицы Airlander 10 соотношение составляет 50%. Т.е. по одному из ключевых параметров она явно превосходит как прежние дирижабли, у которых нагрузка не превышала 10 - 11%, так и всю современную авиацию.



Таким образом, остается выяснить лишь несколько других цифр.

Первая - стоимость доставки тонны груза на единицу расстояния. В авиации, если очень усредненно, доставить одну тонну груза на один километр расстояния стоит примерно 1,88 долл. США. Это уже коммерческий тариф, включающий в себя себестоимость доставки, прибыль и налоги. Если для Airlander 10 эта цифра будет, пусть не вдвое, а только в полтора раза ниже, "дирижбандель" получает весьма неплохие шансы обойти авиацию.








Вторая - стоимость самой конструкции. Цены на самолеты кусаются. Новый А318 стоит 71,9 млн. долл., А319 - 85,5 млн., А320 - 93,9 млн., А321 - 110,1 млн. Если цена покупки серийного Airlander 10 окажется сильно дешевле, то выигрыш будет очевиден.



Причем, уже на данный момент известно, что именно этот образец обошелся в 25 млн. британских фунтов или что-то около 32,5 млн. долл. США. Хотя в открытых источниках есть и другие цифры. В частности, вот тут говорится, что британскому правительству, а изначально это была чисто военная программа, постройка аппарата стоила всего 3,7 млн. долл.




Третья - ограничения на условия эксплуатации. Например, по ветру. Они явно есть, причем очевидно значительно выше, чем для самолетов. За счет своего размера Airlander 10 очень серьезно превосходят самолеты в парусности. Если в целом эти ограничения не окажутся слишком большими, то у проекта есть будущее.



В любом случае можно сказать, что идея вполне себе имеет коммерческую перспективу. Хотя конечно заменить авиацию полностью Airlander 10 вряд ли сможет. При максимальной скорости полета в 140 км/ч он может занять только нишу транспортных перевозок на расстояние от 200 до 500 км. Дальше самолетом становится уж слишком на много быстрее, а ближе груз проще доставить колесным транспортом. Свои ограничения на потенциальную область применения аппарата накладывает и его относительно невысокая грузоподъемность в 10 тонн. Не очень понятен характер грузов, которые должны быть одновременно не слишком тяжелые и габаритные, но при этом достаточно срочные, чтобы доставлять их по воздуху, а не поездом или грузовиком. Хотя ограничиваться только грузовыми перевозками тут вряд ли стоит. Этой штукой очень даже неплохо возить пассажиров, особенно, по меркам авиации на близкие расстояния в 200 - 300 километров, а как патрульный аппарат она вообще выше всяких похвал. До пяти суток непрерывного нахождения в воздухе на одной заправке, сегодня такое недоступно больше никому.



Впрочем, первая этажерка братьев Райт тоже слабо напоминала нынешние самолеты. Однако ж ничего, она подросла, возмужала, усовершенствовалась. Кто сказал, что этим путем не могут пойти дирижабли?

https://youtu.be/icbR369FZZs



Tags: Великобритания, авиация, дирижабли, комментарий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments