alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Из запасов великой империи

Когда ополченцы под Донецком сбили что-то большое и летающее они даже не сразу сообразили, что именно это было. Сейчас в интернете много рассуждений на тему - а был ли мальчик?! На многочисленных фото и видео аппарат лежит "во ржи" без всяких видимых следов повреждений или признаков крушения быстролетящего аппарата, характерных для падения самолетов. Как такое может быть? Не фейк ли это? И вообще, какой то сущий древний хлам, этот старый советский беспилотник. И вообще, какой же это беспилотник? Настоящие беспилотники выглядят совсем не так!



На счет древности все верно. Работы над проектом были начаты в КБ А. Н. Туполева еще в 1968 году на основании Постановления Совета Министров СССР №670-241. разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки ВР-3 "Рейс" и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика многоразового использования "143". Руководил работами Главный конструктор Г. М. Гофбауэр (в начале 90-х годов его сменил Л.Т.Куликов). Туполевское бюро было выбрано в первую очередь благодаря огромному накопленному опыту по тематике беспилотной авиации различного назначения. В том числе - крылатых ракет. Так что работы пошли быстро. Первый полет прототипа состоялся уже 1 декабря 1970 года, а в 1972 году "самолет проекта 143" был представлен к совместным государственным испытаниям, которые успешно завершились в 1976. Испытания шли на столько хорошо, что подготовка серийного производства на Кумертавском машиностроительном заводе (г. Кумертау, Башкирия) началось еще до получения итогового заключения государственной комиссии. В 1973 году выпущена опытная партия из 10 самолётов, а в 1982 году комплекс Ту-143 "Рейс" принят на вооружение Советской Армии.



В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к автономности, мобильности и другим характеристикам, отработанным при разработке «Ястребов» (программы БПЛА предыдущего поколения), добавились требования, выполнение которых заставило разработчиков серьезно пересмотреть подходы к проектированию, производству и испытанию комплекса и его составных элементов.



В частности к самолёту, кроме многократности использования, выдвигалось требование выполнения полётов на высотах 50-5000 м и в районах со сложным рельефом. Отдельно выделялась задача снижения радиолокационной заметности разведчика. Высокие требования предъявлялись к бортовому пилотажно-навигационному комплексу, от него требовалось обеспечить точный вывод разведчика в заданный район разведки и в район посадочной площадки с точностью 500x500 м. Малое время, отводившееся на подготовку и старт, ужесточение требований по надежности потребовали разработки нового комплекса бортовой и наземной аппаратуры с использованием современной элементной базы, а также установки маршевого двигателя с высокой надежностью. В отличие от предыдущих разработок новому разведчику задали значительно меньшую скорость крейсерского полета - дозвуковую или трансзвуковую. Эго снимало ряд проблем, связанных с кинетическим нагревом и «облегчало жизнь» разработчикам. Дело в том, что эксплуатация тех же "Ястребов" вскрыла проблему со стойкостью стекол окон для фотоаппаратуры при аэродинамическом нагреве на сверхзвуковых скоростях полета. Дело дошло до того, что пришлось заключать контракт на поставку редкого сорта кремнезема из Аргентины. Да еще проводить серьезные мероприятия по разведывательному прикрытию. Официально сообщалось, что все это необходимо для изготовления особых линз для обсерваторных телескопов. Позднее, правда, месторождение схожего по характеристикам кремнезема было найдено на Урале. На трансзвуковых скоростях такой проблемы не возникало.



Самолёт «143» (Ту-143) представлял собой цельнометаллический моноплан-«бесхвостку» с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа устанавливался неподвижный дестабилизатор треугольной формы, обеспечивавший требуемый запас устойчивости на маршевых режимах полета. Треугольное крыло имело стреловидность по передней кромке 58" и небольшую обратную стреловидность по задней кромке. Фюзеляж самолёта - круглого сечения с переходом в овальное в зоне установки маршевого ТРД, воздухозаборник - над фюзеляжем. В хвостовой части фюзеляжа размещался контейнер с тормозным и посадочным парашютами. Управление по крену и тангажу осуществлялось крыльевыми элевонами, по курсу - рулем направления на киле. В конструкции широко использовались алюминиевые и магниевые сплавы, а также композиционные материалы. Малые размеры «143» (Ту-143), воздухозаборник сверху фюзеляжа и применение специальных материалов способствовали снижению радиолокационной заметности самолёта.



Носовой отсек фюзеляжа был сменным в зависимости от необходимого комплекта разведоборудования. За ним размещались отсеки с агрегатами пилотажно-навигационного комплекса, двигатель ТР3-117 (максимальная тяга 640 кгс) и элементы топливной системы. Носовой отсек фюзеляжа (из стеклопластика) полностью сменный и выпускался в двух вариантах: с панорамной фотокамерой ПА-1 или с аппаратурой телевизионной разведки И-429Б "Чибис-Б". Предусмотрена установка оборудования радиационной разведки "Сигма-Р". Управление самолётом осуществляется от автоматической бортовой системы управления АБСУ-143. Под фюзеляжем находился стартовый твердотопливный ускоритель. Посадочное устройство состояло из трехопорного шасси пяточного типа, выпускаемого при посадке. Горизонтальная скорость гасилась тормозным парашютом, вертикальная - посадочным парашютом и тормозным твердотопливным двигателем, срабатывавшим при касании земли щупом на крыле.



Старт Ту-143 происходил с самоходной пусковой установки и транспортно-заряжающей машины на базе тягачей БАЗ-135МБ. Операции по оперативному и регламентному техническому обслуживанию производились на технической позиции с помощью контрольно-проверочного комплекса. Обработка и дешифрирование развединформации производились на специальном пункте, с которого разведданные после обработки оперативно передавались по каналам связи. Наземное обслуживание, транспортировка и старт самолёта-разведчика осуществлялся с помощью наземных мобильных средств СПУ-143, ТЗМ-143, КПК-143, ПОД-3.



Спроектированный по заказу ВВС, комплекс получил распространение в сухопутных войсках и других родах войск. Организационно части, оснащённые им, представляли собой эскадрильи, на вооружении которых было по 12 самолётов и 4 пусковые установки. Также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации разведчиков, командный пункт, узлы связи, пункт обработки информации, ТЭЧ.



Новый комплекс был быстро освоен в войсках и получил высокую оценку. Его отличала большая точность выхода на участок разведки, чем у пилотируемых самолётов-разведчиков того времени (МиГ-21Р, Як-28Р). Фотоаппаратура, установленная на Ту-143, позволяла с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч распознавать предметы на земле от 20 см и выше. Комплекс хорошо зарекомендовал себя в горной местности (в горных массивах высотой до 5000 м). При этом он был практически неуязвимым для средств ПВО противника.



Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА «Ту-143» обеспечивает ведение тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры. Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.

Обеспечивает ведение разведки на глубину до 80 км в полосе шириной 10 Н (Н-высота полета) при оснащении фотоаппаратурой и 2,2Н при оснащении средствами телевизионной разведки. Ширина полосы радиационной разведки достигает 2Н. Время подготовки к пуску в стартовом положении — 15 мин., к повторному пуску — 4 часа.



Тут важно отметить ряд важных моментов. В отличие от США, в 70-е годы в СССР к разведывательным инструментам выдвигали совсем другие концептуальные подходы. Система должна была обеспечивать чрезвычайно высокую мобильность и позволять запускать БПЛА с любой неподготовленной позиции. В поле. С лесной дороги. С поляны. В то время, как американский подход основан на концепции самолета, т.е. их БПЛА жестко привязаны к взлетно-посадочным полосам с твердым покрытием. Во-первых, такие полосы есть далеко не всегда и не везде. Во-вторых, время реакции разведподразделения начинает зависеть от расстояния между аэродромом базирования беспилотников и районом проведения разведки. В-третьих, решение, реализованное в комплексе ВР-3 «Рейс», позволяло ставить его на вооружение любых родов войск, так как по сути представляет собой нечто вроде унифицированного простого гранатомета. Только большего размера и вместо одноразовой взрывающейся ракеты многоразовая с разведывательной аппаратурой.



По уровню развития техники и вооружений 80-х годов ХХ века ВР-3 «Рейс» превосходил абсолютно все, что существовало в мире в данной области. Конечно, за прошедшее время элементная база, компьютерные технологии и достижения в конструкционных материалах ушли далеко вперед. Однако даже с учетом этого "Рейс" вполне соответствует требованиям современной армии.



Серийное производство Ту-143 продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 950 самолётов. Поставлялся на экспорт в Румынию, Сирию, Чехословакию (в настоящее время есть и в Чехиии, и в Словакии). В боевых условиях применялся в Ливане в начале 80-х годов. Образцы Ту-143 экспонируются на выставке на Центральном аэродроме в Москве и в музее ВВС в Монино.

Модификации комплекса:

М-143 (ВР-3ВМ) - радиоуправляемая мишень. Разработана в 1985 году.
Ту-143 (ВР-3, "Рейс") - серийный беспилотный разведчик. В 1973-1989 годах изготовлено 950 самолётов.
Ту-143 - агитационный. Отличался контейнером для листовок (до 19 кг). Разрабатывался в 70-80-х годах.
Ту-243 (ВР-3Д, "Рейс-Д") - модернизированный. Отличается двигателем РД3-117А, увеличенным запасом топлива, составом оборудования. Первый полёт в июле 1987 года. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году.
Ту-243ДМ (ВР-3ВДМ, "Рейс-ДМ", М-243) - радиоуправляемая мишень на базе Ту-243.


Отличные штуки умели делать в Империи. Не удивлен, что "цивилизованный западный мир" потратил так много времени и сил на формировании "у нашей демократической общественности" убеждения в том, что, кроме водки, балалайки, балаганного медведя, балета и автомата Калашникова, "русские больше ничего миру дать не сумели". Ибо что-то мне подсказывает, будь у Туполева современная элементная база, нынешние компьютерные возможности... Впрочем, времена меняются...

Источники:

1. http://eizvestia.com/armiya/full/424-kompleks-vr-3-rejs-s-bpla-tu-143
2. http://aviaros.narod.ru/tu-143.htm
3. http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/6006-razvedyvatelnyi-bpla.html
4. http://lifenews.ru/news/137720
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-143
Tags: Россия, СССР, Украина, авиация, армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments