alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Про Илона Маска и невидимую руку рынка



Илон Маск вьет веревки из Уолл-стрит


Как не выполняющей своих обещаний убыточной Tesla удается оставаться на плаву и запросто привлекать средства?

На прошлой неделе Tesla (NASDAQ: TSLA) получила около 1,5 млрд долларов, продав дополнительный пакет акций по $215 за штуку — компании очень нужны средства для финансирования запуска Model 3. Легкость, с которой удалось привлечь деньги (и тот факт, что за эту неделю ее акции выросли на 5%), показывает, что Tesla может вить веревки из инвесторов с Уолл-стрит.

Многие специалисты из автомобильной промышленности изумляются: ведь это убыточная компания, которая в 2015 году, напрягая все силы, произвела всего 50 тыс машин. Акции традиционных автопроизводителей, в отличие от Tesla, в последние 10 лет по большей части стоят на месте, и за финансированием им приходится обращаться к кредитам.

Более того, глава компании Илон Маск проворачивает эту операцию, предварительно сообщив, что Tesla намерена за ближайшие два года или чуть больше нарастить производство до 500 тыс. автомобилей в год. Конечно, ранее он сообщал о новом привлечении средств. И это своевременная мера, поскольку акции компании торгуются выше $200, так что задействовать этот источник финансирования разумно.

В прошлом году автопроизводитель уже продал акции на 700 млн долларов — тогда они стоили дороже $240. Все предсказуемо: когда Tesla перестает генерировать новости или возникают какие-то проблемы, акции уходят ниже $200, а порой и ниже $150 (помните, что сразу после выхода на биржу в 2010 году акции стоили около $17 за акцию).



Потом будет ка­кой-ни­будь ин­фор­ма­ци­он­ный повод, вроде бума пред­ва­ри­тель­ных за­ка­зов на Model 3, акции под­ни­мут­ся, и для Маска и его ко­ман­ды это ста­нет новой воз­мож­но­стью по­лу­чить до­ступ к де­ше­во­му ка­пи­та­лу. Та­ко­ва кон­струк­ция, ко­то­рая опи­ра­ет­ся на ры­ноч­ную ка­пи­та­ли­за­цию Tesla.

С пер­во­го взгля­да она ка­жет­ся неустой­чи­вой. Но Tesla про­да­ет доли в ком­па­нии не пер­вый раз; можно вспом­нить, что при вы­хо­де на рынок в ком­па­нию вло­жи­лись и Daimler, и Toyota. Под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что, если ин­ве­сто­ра не пу­га­ет во­ла­тиль­ность, то он смо­жет хо­ро­шо за­ра­бо­тать — когда на ули­цах по­явят­ся сотни тысяч ав­то­мо­би­лей с ло­го­ти­па­ми в виде буквы «T».


Он такой один

Если изу­чить рынок, ока­жет­ся, что по по­доб­ной схеме ра­бо­та­ют «еди­но­ро­ги» Крем­ни­е­вой до­ли­ны, то есть ком­па­нии с оцен­кой более 1 млрд дол­ла­ров вроде Uber, но все они при­вле­ка­ют день­ги на ма­ло­лик­вид­ных част­ных рын­ках.



А это озна­ча­ет, что лишь часть жад­ных до риска и быст­ро­го роста ин­ве­сто­ров могут по­лу­чить до­ступ к долям в таких ком­па­ни­ях. Имен­но по­это­му пред­ло­же­ние Маска ка­жет­ся им таким при­вле­ка­тель­ным.

Он уже не про­да­ет про­из­вод­ствен­ную ком­па­нию, как это было в от­ча­ян­ный пе­ри­од 2008−2009 годов. Те­перь он пред­ла­га­ет вло­жить­ся в свое ви­де­ние бу­ду­ще­го (и по­иг­рать на во­ла­тиль­но­сти).

Уо­лл-стрит с го­тов­но­стью идет нав­стре­чу, по­то­му что вы­со­кая во­ла­тиль­ность озна­ча­ет воз­мож­ность хо­ро­ше­го за­ра­бот­ка. А кроме того, Goldman Sachs и Morgan Stanley любят ко­мис­си­он­ные. Так что Маску уда­ет­ся уго­дить всем.

Это рис­ко­ван­ный спо­соб ве­де­ния биз­не­са как для самой ком­па­нии, так и для ин­ве­сто­ров. По­нят­но, что, если Tesla не удаст­ся вы­пол­нить любое из своих обе­ща­ний, будь то вы­пуск на рынок Model 3 или по­строй­ка огром­ной ак­ку­му­ля­тор­ной фаб­ри­ки в Нева­де, акции ком­па­нии ждет глу­бо­кое па­де­ние, и ин­ве­сто­ров — огром­ные убыт­ки.

Тогда, ве­ро­ят­но, по­пол­нить запас на­лич­ных будет уже не так про­сто.


Источник: insider.pro




Tags: США, деньги, передовые технологии, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments