?

Log in

No account? Create an account

В берлоге у Лешего

Таблице умножения без разницы, вы продаете или покупаете.


Previous Entry Share Next Entry
Итоги расследования вброса про американский газовоз
alex_leshy


В последнее время, особенно с осени 2015 года, в прессе начало учащаться количество репортажей о начале поставок сжиженного природного газа из США в Европу. Строго говоря, об американском газе, как альтернативе трубопроводных поставок из России, в прессе, прежде всего американской, много говорили еще с начала сланцевой революции в США в 2012 году, но отсутствие самих поставок объясняли необходимостью дождаться окончания строительства на американском побережье заводов по сжижению газа.

С обвалом цен на нефть тема слегка потеряла былую актуальность, но сейчас, похоже, кто-то начал пытаться ее снова раздувать. Причем, сразу по трем направлениям. Во-первых, начато перепозиционирование вопроса из стадии будущего в стадию настоящего. Заводы готовы, Америка приступила к тестированию канала логистики. В Европу пошли первые газовозы. Во-вторых, в качестве источника информации используются крупные европейские информационные источники. И самое интересное, что активно переводить и транслировать на свою читательскую аудиторию эти репортажи начинают отечественные издания. Тем самым они транслируют откровенную дезинформацию.

В качестве примера можно взять нашумевшую на истекшей неделе статью "США отправили первую партию природного газа в Европу", опубликованную в издании Deutsche Welle. Почти тут же ее перепечатали в RT и даже в ТАСС. Главный посыл материала - это начало ценовой войны между производителями СПГ и поставщиками трубопроводного газа. Если брать шире - это начало наступления американского СПГ на позиции Газпрома в Европе. С подспудным намеком, что Газпром в Европе - все, в скором времени российский газ будет полностью заменен американским. В упомянутой статье как бы приводятся тому однозначные подтверждения.

"Американский танкер Creole Spirit, заполненный природным газом, находится на пути в Португалию, куда должен прибыть в конце месяца. Об этом в четверг, 21 апреля, сообщает газета The Wall Street Journal. Как предполагают эксперты, поставки топлива могут оказать большое влияние на европейский рынок, в частности - может снизиться цена на российский газ. "Это - начало ценовой войны между производителями сжиженного природного газа и газа, подаваемого по трубопроводу", - заявил Тьерри Бро, представляющий финансовый конгломерат Société Générale."


Надо признать, картину авторы нарисовали впечатляющую, одна беда - она лжива от начала и до конца.

Начнем с того, что под американским флагом не зарегистрировано ни одного танкера. Ни нефтяного, ни газового, никакого. Весь мировой танкерный флот предпочитает пользоваться более удобными юрисдикциями для минимизации налогов. Под флагом США и наименованием Creole Spirit судно действительно есть. Только это маленький буксир, строго для внутренних водных районов. Порт приписки - город Хьюстон, возле которого он и промышляет малым каботажем, т.е. транспортировкой несамоходных барж. Для каких-либо океанских переходов он не предназначен даже просто конструктивно.



http://www.marinetraffic.com/en/ais/details/ships/shipid:433789/mmsi:367005510/vessel:CREOLE

Может быть журналисты ошиблись с названием и танцевать следует от фото, сопровождающего статью, на котором изображен точно газовоз? Но и тут, оказывается, мимо. Так как это фото судна AL AAMRIYA. Оно действительно предназначено для транспортировки газа. Но, во-первых, оно не американское, а арабское. Принадлежит катарской компании Qatar gas. Во-вторых, оно ходит под флагом Маршалловых островов. В-третьих, в настоящий момент оно находится в Персидском заливе и следует в порт Фуджейра с грузом метана. В-четвертых, корабли этого класса для перевозки бутан-пропана вообще не предназначены. Хотя теоретически - могут. В конце концов, ручной сборки Феррари тоже способен перевозить картошку в мешках, но такое встречается редко. Вероятнее всего журналисты DW просто взяли первое попавшееся под руку фото просто для красивой иллюстрации материала.



http://www.marinetraffic.com/en/ais/details/ships/shipid:712432/mmsi:538003099/vessel:AL%20AAMRIYA

Что получаем в результате? Судна, которое буквально на днях должно придти в Португалию, фактически нет. Возможно там кто-то что-то и везет, но это точно не американский газовоз Creole Spirit. Впрочем, существуй такая поставка в реальности, ее бы не имело смысла столь грубо скрывать, и уж точно она бы была зарегистрирована в системе контроля морского движения, ссылки на которую приведены выше. Следовательно речь идет о самом обыкновенном информационном вбросе. Вопрос - кому и для чего он нужен?

Очень похоже, что мы видим отголосок ценовой войны, которую сейчас против Газпрома ведут крупнейшие европейские потребители, прежде всего Германия. Система ценообразования на газ достаточно жестко привязана к уровню цен на нефть и следует за ним с отставанием в 3 - 6 месяцев. Летом прошлого года большинство скандалов с блокировкой газовых закупок в Европе, кстати говоря, и на Украине тоже, были вызваны не столько внезапной вредностью конкретных покупателей, сколько их стремлением под любым благовидным предлогом потянуть время в ожидании момента очередного пересчета газовой цены.

Прогнозы по снижению нефтяных котировок создавали удобную возможность пересмотреть и цену на газ. Учитывая, что объемы закупок измеряются миллиардами кубометров, снижение цены даже, скажем, на 20 долларов, обеспечивало весьма существенную экономию.

Сейчас тренд сменился на противоположный. Пусть медленно и нестабильно, но в целом нефтяные цены начали рост. Он ожидается достаточно существенным, с нынешних "около 35 - 40" до "примерно 57 - 70" долларов за баррель. Следовательно, вверх пойдут и цены на газ. Покупателям заключать контракты по более высоким ценам не хочется. Они ищут аргументы этот тренд как-нибудь, если не поломать, то хотя бы затормозить. В качестве чего и придумываются эти сказки про "вот-вот начинающиеся" поставки в Европу дешевого американского СПГ, которые создадут критическую конкуренцию российскому трубопроводному газу и фатально обвалят цены на газовом рынке ЕС. Что газа нет и никто ничего не привезет - совершенно не важно. Все это конечно выяснится, но сильно потом. Если все пройдет удачно, то к тому времени удастся прогнуть Газпром, либо по цене новых поставок на лето - осень 2016 года, либо добиться от него каких-нибудь платежей по ретроспективным скидкам. А там американский газ можно и не привозить. Тем более, что для сколько-нибудь существенных объемов экспорта его в США все равно нет.

Все это обман? Безусловно да. Но джентльмены ведь привыкли, что им обычно верят на слово, а это, знаете ли, открывает некие возможности. Например, пафосно рассказать про газовый танкер Creole Spirit, на всех парах следующий в Португалию.

Специально для КОНТ





  • 1
Вам сюда:
http://teekay.com/blog/2016/03/16/journey-delivey-creole-spirit/

ходит под багамским флагом.
тщательнЕй надо

ссылку на этот газовоз под багамским флагом Вам сбросил

Его я видел. Он, во-первых, багамский, а не американский, во-вторых, в настоящий момент проходит только ходовые испытания, в системе учета его статус - в постройке. Так что ни с каким грузом никуда не может идти даже теоретически. И, кстати, он не предназначен для перевозки бутан-пропановой смеси.

Edited at 2016-04-23 07:34 pm (UTC)

практика- критерий истины. Источники заявляют, что газ будет в португалии 26 числа.
А вообще история мутная: http:// sputniknews.com/world/20160422/1038430044/us-portugal-lng-portugal.html

До указанной даты осталось не так долго ждать. Вот и будем поглядеть. :)


А rusanalit свой торжествующий пост о якобы сбывшемся предсказании начала поставок СПГ поторопился удалить;-))

А при чем тут пропан-бутан?

Так ведь газ бывает разный. Тот, которым топят печки и используют для энергетики - это как раз пропан - бутан или их смесь. Пытаются развивать метан, но там с тепловыделением дело обстоит сильно хуже. Для получения одинакового количества энергии метана требуется значительно больше, что очень портит экономику процесса. А газовозы возят не только эти газы. Судно, везущее, скажем, аммиак (LNG) тоже называется газовозом, но оно перевозит совсем не тот газ, который потом идет для отопления. Это часто создает путаницу в понимании. Часто кажется, что если оно газовоз, то без разницы, какой газ с его помощью возить. А это совсем не так. Возить бутан на LNG теоретически можно, но это все равно что ящик картошки в багажнике Порше, в смысле, по экономике убыточно, а вот возить аммиак на LPG нельзя даже теоретически, так как суда этого типа не обеспечивают нужной температуры замораживания и давление держат на порядок меньше необходимого. Хотя и то и то - газовозы.

Вы некоторым образом перепутали) пропан-бутан в энергетике в каких-то заметных объемах не используется. Пропан-бутан - это тот газ, который продается в красных баллонах для бытового использования. Газпром же добывает и продает природный газ, который в основном состоит из метана. Сланцевый газ - тоже в основном метан. То есть, кто возит пропан-бутан и на чем - для целей обсуждения конкуренции Газпрома со сланцевым газом не важно совсем.
С этим вроде разобрались. Поехали дальше.
До определенных расстояний природный газ эффективнее транспортировать по трубопроводу, а если плечо транспортировки большое - эффективнее сжижать (при этом получается СПГ - сжиженный природный газ, по англицки liqud natural gas, LNG, коий к аммиаку не имеет никакого отношения) и везти газовозом. Это из-за того, что затраты на транспортировку по трубе растут плюс-минус пропорционально расстоянию, а при сжижении основные затраты - это терминалы по сжижению и регазификации, собственно перевозка газа газовозом - далеко не определяющая доля.
Так что я, если бы продавал трубопроводный газ, начал бы напрягаться в тот момент, когда мои покупатели бы занялись строительством у себя терминалов по регазификации.

Для полноты картины следует указать, что природный газ (который в основном метан), кипит при -161,5 градусов цельсия. Соответственно, для сжижения его необходимо СИЛЬНО охладить. Именно на это и тратится энергия в терминале сжижения. В терминале по регазификации его необходимо сильно нагреть - опять затраты энергии. Плюс, необходимо поддерживать в процессе транспортировки температуру в баках ниже 161. То есть, в отличие от нефтяного танкера, у газовоза постоянно молотят холодильники, так что чем дальше едем, тем меньше газа доедет.
Так что единственный плюс LNG по сравнению с трубопроводным сжатым - возможность конкуренции поставщиков.
Но это СОВСЕМ не поможет, если у всех поставщиков себестоимость выше, чем отпускная Газпрома. (А судя по всему так оно и есть).

А для того, что бы газ по трубе доехал до покупателя, его по этой трубе нужно толкать. Нужны компрессорные станции, большое количество энергии того же газа.
Мантры про себестоимость и убыточность СПГ несколько устарели.

Не берусь приводить цифры, но на первый взгляд кажется, что энергии на компрессорных станциях нужно в разы меньше (если не в десятки раз), чем для охлаждения и поддержания температуры в -161 градус.

  • 1