alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Некоторые комментарии офицера-зенитчика

Откровенно говоря, лично для себя тему малазийского боинга я закрыл. Совершенно очевидно, что вариантов там всего ровно два. Либо его по ошибке, как и в своей время борт Уральских авиалиний, сбили украинские зенитчики, либо имела место быть спецоперация с целью формирования в Европе нужного США и Киеву ярко антироссийского общественного мнения. В любом случае, погибших уже не вернуть, сама операция успех имела лишь частичный и война продолжается. Никаких новых фактов или доказательств, после выступления командования ПВО РФ, больше никто нигде не предъявлял. Ту смешную картинку, которую за доказательство попробовали выдать американцы я без смеха рассматривать не могу. Так чего воду в ступе толочь?



Однако сегодня почти случайно я заберл на форум оружейного портала Guns.ru и наткнулся на любопытное обсуждение. Началось оно с вопроса пользователя с ником Tne_enemygizer и наверное так бы потонуло в инетовском тумане, если бы свои комментарии по этому вопросу не дал sk0ndr, служивший в прошлом зенитчиком как раз на комплексах "Бук".

Почитав обсуждение, я решил свести посты в одни общий текст, позволяющий всем интересующимся темой лучше понять, что такой "Бук", с чем его едят, как он работает, а также что он может, а что нет. Ну и конечно, что с ним сделать выйдет, а что - точно не получится.

Смотрите, как получилось:


Tne_enemygizer

Всем привет. Возник небольшой спор.
Мой знакомый придерживается версии того, что Боинг на востоке Украины сбили ополченцы. Не вдаваясь подробности были ли у них такие системы или нет (Бук-м1) хотел бы услышать мнения.
По моему мнению, это не такая простая техника которой можно управлять почитав методичку.
Во вторых штаты отрицают возможность работы наших специалистов на этих установках, а в известном аудиоролике (на который ссылаются в штатах)говорится, что самолет сбили Казаки.
В подтверждении своей версии с ополченцами мой оппонент ссылается на вот эту статью и фильм из которого выходит, что бук может работать практически самостоятельно.


Цитата
_______
главное там популярно все показано, и про это я также читал и в другом месте,
что самостоятельно 1 машина может тоже работать, только не на 360 а на 120 градусов. что радар у нее самой есть и тд

_________







Далее идут цитаты и комментарии пользователя sk0ndr:



цитата:
________________________________________
По моему мнению, это не такая простая техника которой можно управлять почитав методичку.
________________________________________

Да это вообще очень сложная техника. Даже пресловутая С-300, по сравнению с Буком - сам образец интуитивно понятного интерфейса. Начиная от того, что без должного обучения вы не сможете развернуть СОУ, и заканчивая тем, что вы не сможете его правильно свернуть.

Нужно ли что-то еще для запуска ракеты по самолету, если мы имеет исправную СОУ? - Нет, ничего больше не нужно. НО нужно знать, откуда хотя бы примерно пойдет тот самолет. Кругового обзора на СОУ нет, он смотрит в секторе - треть окружности. Если самолет пойдет в остальных двух третях, то увы, СОУ о нем просто не догадается. Кругового обзора на СОУ нет и реализовать его невозможно. Разве что ездить по кругу и останавливаться для обзора через каждые 120 градусов окружности. Насколько это реально? Ну пару оборотов я б сделал, примерно в течение трех часов. После чего сутки отдыхал и ремонтировал технику. Из-за низкорасположенной антенны обнаружение низколетящих целей, прямо скажем, там так себе реализовано.

На СОУ: К примеру систему охлаждения передатчика нужно выключать минимум через несколько минут ПОСЛЕ отключения самого передатчика. Причем из-за крайне малого пространства внутри сами приборы расположены на первый взгляд (да и на второй и все последующие, если честно) хаотично, выключателей и кнопок не меньше чем в самолете.
Да, в теории достаточно одного обученного офицера, остальные работы не требуют столь высокой квалификации, типа водителя и двух операторов, работу которых может выполнить один человек.

Но это если исправная СОУ, но откуда там может быть исправный СОУ?

Когда наша бригада получала абсолютно новый комплекс, на самой стрельбе сдохли обе стреляющие СОУ из нашего дивизиона. Одну смогли восставновить почти сразу, я не помню, что именно там сломалось. Для второй я лично вез блок на РЛС. Снял с запасной СОУ. И это при том, что примерно три месяца ДО этого выезжали и проверяли КАЖДЫЙ день всю технику. Рядом находились представители завода и ремонтировали все "на лету".

Повторю: практически из единственной СОУ выстрелить можно только по большому везению, именно поэтому введено ДВОЙНОЕ резервирование по СОУ- - в батарее их две. А в дивизионе, который и является КОМПЛЕКСОМ БУК, всего шесть СОУ.

ТО есть для круговой обороны нужно по крайней мере - шесть СОУ, что б иметь хоть какие-то гарантии, что заработают три из них.

Если прочитаете методичку, думаю, недели две потребуется что б найти на месте все выключатели и кнопки, которые вам потребуются.

Инструкции по боевой работе, разумеется там есть. Должны быть. Но те инструкции писали специалисты конкретного заводчика. А каждый завод делал что-то одно. Один завод делал ГМ - гусеничную машину, то есть базу, на которой все расположено. ВТОрой завод - артчасть, то есть вращающуюся часть, на которой стоит РЛС и направляющую. Третий завод - саму РЛС и систему наведения ракет. И так далее. Боевая работа подразумевает, что вы все остальные инструкции знаете, умеете по крайней мере подать питание. ТО есть считается, что одна инструкция - как довести СОУ до нужного места. ВТОрая - как подать на аппаратуру питание. Третья - как зарядить ракеты. Ну и четвертая и пятая. Изучить их все невозможно.

Ну и самое основное - трудно найти более желанную цель для штурмовика, чем ЗРК. Сам факт включения вражеской СОУ автоматом означает, туда будет налет авиации. Именно поэтому в БУКе обнаруживает цели - станция обнаружения целей. Как только она определяет принадлежность цели и выясняет, кто налет идет в "нашу" сторону, только тогда, не раньше, когда цели входят в зону обнаружения РЛС, стоящих на СОУ, включаются в работу СОУ. До этого момента они стоят замаскированные в том районе, где раньше не работали.

А все это к тому, что одна СОУ обречена. Она не успеет пустить ракету, ее уничтожат. Это как слепой стрелок, стреляющий на звук, вооруженный пистолетом. У него нет шансов на настоящей войне.


цитата:
________________________________________
А вы могли бы сказать, сколько нужно времени для обучения. Ну пускай не для высшего пилотажа, ну по крайней мере для элементарного управления и поражения цели?
________________________________________


Скажу конечно - три месяца. Что б более-менее уверенно подходить к Буку. Это для опытного офицера уже служившего в ПВО, но на других комплексах. Ну, что б не тратить время на самые азы.

Ну хорошо, сейчас мне б потребовалось недели две, что б восстановить свои знания, которые я получал 20 лет назад. И это при том, что тогда я учился те же три месяца, молодым, только с дерева лейтенантом-двухгодичником, гражданская (!!) специальность которого была - "радиоэлектронные системы управления беспилотными летательными аппаратами" (0707, если что-то это говорит). Сама цифра 0 в начале специальности сразу сообщало, что само название является "для служебного пользования". Сочетание "беспилотные аппараты" не должно вводить в заблуждение - это ракеты, но слово "ракеты" не использовалось никогда.

Где-то так.

Не профессионалов? Ну я б надрочил их где-то за неделю, что б они ничего не трогали.

Пример вот такой - без попытки опознавания цели - ракета не уйдет с направляющих - не выполнен весь цикл действий по подготовке. Если попытка опознавания была, но цель не отвечает, то ракета уйдет. Если ответ от цели был и был правильным, то нужно нажать еще одну кнопку - гарантированного опознавания, запросчик пошлет еще одну посылку, но свой самолет ответить НЕ ДОЛЖЕН.

Систем опознавания на СОУ две.

К своему стыду не помню, что нужно сделать, что б обстрелять свою "цель" на Буке. На С-300 объектовом была специальная кнопка с характерной скобой поперек, у офицера пуска. Причем эта кнопка на первых С-300 была сделана "по месту" месте, то есть уже после выпуска самого с-300. До этого считалось, что стрелять по "своим" самолетам никогда не понадобиться. На последующих выпусках тоже на этом месте стоит.


цитата:
________________________________________
Естественно 'в холостую' - существовал специальный режим для такой 'стрельбы', блокирующий команды перед пусковой.
________________________________________

Да там просто ракеты боевые на СОУ не клали и все. Это уж не говоря о том, что кнопки "пуск" под крышками с замочками и еще опечатаны.

А по сути - сказать нечего. В поля выезжал, но гражданские самолеты не сопровождал. Просто выезжали и делали "контроль функционирования". Это то, что любят показывать на видеороликах по Буку. Арт.часть с макетами ракет поворачивается на треть оборота, поднимает на пару секунд ракеты и возвращается в исходное положение. На пульте загорается табло "исправен".

Кто б нам дал включать высокое на СОУ в сторону гражданкой трассы с настоящими ракетами?? Хотя на БД, то есть с боевыми ракетами - стояли.

Но там четкий контроль - к той СОУ просто не подойдет посторонний человек. Туда заходит только комбат или замкомбата только в порядке подготовки к тревогам. Если возникла неисправность, то вначале снимут СОУ с бугра, и с нее снимут ракеты. Опечатано все что можно и на люке висит навесной замок.

Как это делается на Украине - не знаю.


цитата:
________________________________________
Если СОУ исправна и ракеты подготовлены, т.е. все литерные частоты для работы установлены, то таким СОУ можно научить пользоваться имеющего специальное образование и хотя бы знающего общие принципы работы ПВО и РЛС человека за пару часов.
________________________________________

Показать все человеку, имеющему опыт работы на Кубе - вы хотели сказать? Ну да, учитывая что Бук - прямой потомок Куба, то показать за пару часов можно. И он даже, под присмотром инструктора, что-то проведет и даже захватит на АС.
Но у КУБа ракеты стоят на ПУ, а у БУКА - на самой СОУ. Вряд ли уместитесь за пару часов с запуском.



цитата:
________________________________________
Изначально написано sk0ndr:

..
А все это к тому, что одна СОУ обречена. Она не успеет пустить ракету, ее уничтожат. Это как слепой стрелок, стреляющий на звук, вооруженный пистолетом. У него нет шансов на настоящей войне.
________________________________________
george_gl

на "настоящей" да, а в том что сейчас творится на Украине может быть по разному....

цитата:
________________________________________
а в том что сейчас творится на Украине может быть по разному....
________________________________________

Не согласен. Во первых - пилота самолета, особенно штурмовика, за год не сделаешь. Следовательно они все - продукты еще советского военного обучения. И все они отлично знают, что такое ПВО. У них рука может дрогнуть стрелять по частному дому или по школе, но что такое "ЗРК" вбито в подкорку намертво. Сесть на штурмовик и полететь стрелять по Донбассу сможет не каждый пилот. Но сесть на штурмовик и вбомбить в землю БУК не дрогнет рука у любого пилота. Думаю, что тут даже будут добровольцы из числа тех летчиков, которые раньше брезговали участвовать в карательных операциях.

Табло - "взят на захват" в СУ оно, знаете ли, бУдит инстинкты. Может летали они мало, но это "в крови".
Разбомбят и мяу сказать не успеете.



цитата:
________________________________________
Характерны ли такие мелкие пробоины при попадании ракеты от Бука?
________________________________________



Такие мелкие? Осмелюсь предположить что да. Но - удивляет, что их почти нету на крыле, где следы лома, пролетевшего под углом. Должно быть нормальное распределение - по гауссу, с учетом расстояния от места в пространстве (пусть в 30 метрах от корпуса Боинга), где взорвалась БЧ ракеты с 35 кг готовых поражающих элементов в виде (условно) кубиков 5*5*5 мм, и 35 килограммами ВВ.

Повторю - все это очень условно. При ДОГОНЕ цели Бук подрывает задний детонатор - бОльшая часть элементов летит вперед, догоняя цель. При встречном курс - подрывается передний (или оба детонатора) образуется что-то похожее на сферу. Если примем, то густо попало по кабине - то можно допустить, что стреляли на встречном курсе. Тогда должно посечь и крылья, не так густо, но отверстия должны быть.

Дальше развивать мысль не буду - нет данных. Нужно сравнивать количество отверстий в передних элементах центроплана и в задних.



цитата:
________________________________________
Военные могут поставить помеху -
________________________________________

Они могут летать пониже. Из-за особенности СОУ (РЛС очень низко), низколетящие цели обнаруживаются на очень близком расстоянии, они просто не успеют обстрелять военный самолет. Тем более - с одной СОУ.



цитата:
________________________________________
Если видит цели на земле, то куда еще-то ниже?
________________________________________

цитата:
________________________________________
При высоте цели ниже 100м максимальная дальность обнаружения 40км для СОУ. А какая минимальная дальность обнаружения?
________________________________________

Да кто ж знает. Когда увидит. Может и на 10 км увидеть, а может и вовсе. У нас на позиции БД стояли два бугра, метров по 5 каждый. Один метра на полтора поменьше. Заводили СОУ туда. Причем по СНР-кам Круга была замечена особенность - цели на меньшем (!) бугре почему-то цели определялись чуть раньше.

А про то, что на земле видит: так это на трех-пяти километров. Потом шарообразность земли таки сказывается.

Ну и ИМХО = антенны на СУРНе куба все ж повыше стоят.



цитата:
________________________________________
Объясняли мы это тем, что радиоволны более длинные и они огибают край земли (бугор).
________________________________________

Там сантиметровые волны, огибают они препятствия соизмеримые с длиной волны. Если бугор невысокий то может быть.
ТОВ стоит на самой высокой точке. Возможно закрывала машину трава или поросль, тоже не самое прозрачное для радиоволн препятствие, но другого объяснения у меня нет.

На Круге слышал легенды, что брали на АС ворон. Но как верить этому - не знаю.

Интересное объяснение слышал о том случае, когда с более высокого бугра Круг видел хуже, чем с низкого. Объясняли это преломлением луча на кромке леса - сосны стояли высокие и просто стеной начинались метрах в ста от бугров, через болотце. А у другого бугра болото было подальше и лес там начинался плавно.



цитата:
________________________________________
А для того чтобы сбить одиночный самолет?
________________________________________

Для того, чтоб выйти в чисто поле и сбить гражданский самолет, одной СОУ, конечно хватит. Но это именно в чистом поле только для того, что б сбить гражданский самолет.

Но, и тут самое интересное: Одиночная СОУ (подразумевается, что СОУ - ополченцев) не проживет достаточное время даже в формате тех невнятных действий, что происходят сейчас на Украине. А вот СОУ ВСУ - проживет. Если ее не спалят сами провокаторы.

И вот почем: Пилота штурмовика за год не подготовишь. Для камикадзе может года и достаточно, но для нормального пилота - мало. (Точно так же и с СОУ - за три месяца подготовить начальника расчета - можно. Но что б справлялся с постоянно возникающими проблемами на старенькой СОУ - тут нужен опыт).

ВОзвращаясь к пилотам - в свете утверждений, что за год - не подготовишь, можно смело утверждать, что все пилоты ВСУ - это продукт старой советской школы военного обучения. Примерно так же обстоят дела и в России. Возможно, почему-то я так думаю, не все летчики ВСУ поддерживают нынешнее мероприятия по востоку Украины. Возможно, часть из них открыто и другая часть по-тихому, уклоняются под тем или иным предлогом от личного участия в карательных операциях. Согласитесь, одно дело - выполнять свою работу, которой учился всю жизнь, а совсем другое - стрелять по частным домам и школам родного Донбасса.

А вот пострелять по ЗРК БУК - тут честный поединок. Это как большинство охотников не будут участвовать в расстреле редких горных баранов с вертолета, зато не откажутся сходить на нормальную охоту. Отношение к ПВО особенно такому как ЗРК БУК - это вбито в подкорку летчика. Горящее табло в кабине самолета, сообщающее, что взят "на прицел" ЗРК и что уже по тебе "пошла ракета", знаете ли, бУдит инстинкты. Это как раз то, что я называю "делать свою работу".

Так что уверен, что на эта работу будут добровольцы из числа тех, кто раньше "не участвовал". Одно дело - участие офицера старой школы, прошедшего развал Союза и принявшего "новую Украину", возникшую мирным путем, а совсем другое -личное участие в гражданской войне. Поэтому СОУ бука работать никто из них не даст- это "слишком" даже для Украины.

При написании этого поста возникла мысль, а что если сбить "свой" самолет - и было целью этой провокации? Хотели сбить свой транспортный самолет именно из БУКа, выдавая его за БУК ополченцев. Плюсы - транспортных самолетов на Украине еще есть, летчики на них летают охотно, да и летчиков хороших для ТРАНСПОРТНИКОВ много, причем из них многие летали и в Африке, и над местами боевых действий, по отзывам российских летчиков в той же Африке никто больше не летает в такие жоппы мира, как летают украинские.

Есть еще на Украине и штурмовики- самолеты. Со штурмовиками-летчиками проблемы. Никто особенно туда не рвется, кому это надо - руки по локоть в крови? Причины этого лежат на поверхности - если проблема политическая - решайте ее политически. Если проблема криминальная - есть милиция. Но это НЕ ВОЙНА. Штурмовая авиации тут не нужна.

А вот превратить эту заваруху в личное дело, если хотите месть, для большинства кадровых военных, в частности -офицеров Вооруженных Сил Украины - сладкая мечта для тех, кто все это заварил. И как только произойдет сбыча это мечты, попалченцам придется ОЧЕНЬ туго.

Вооруженные силы Украины воевать умеют, это еще не потеряно, хорошая советская школа сказывается.
Отсюда предположение - хотели сбить СВОЙ транспортник СВОЕЙ СОУ, выдаваемой за СОУ ополченцев, поднимая уровень конфликта на недосягаемый доселе уровень . Но перепутали и сбили гражданский самолет.

Обратите внимание - нигде в сообщениях о захвате СОУ ополченцами не говорится о захвате ракет. Наивно думать, что ракеты на СОУ всегда валяются. Как она с завода вышла, так сразу на нее ракету водружают. СОУ получает ракеты только на БД. Или на войне. Но никто не положит на НЕСПРАВНУЮ СОУ ракеты - а именно о такой СОУ и говорилось в официальном украинском сообщении о захвате. Даже настолько неисправную, что и починить-то ее нереально, разве что с помощью России. Это могли положить ракеты на неисправную ПЗУ, если неисправна аппаратура наведения, зато она на ходу - хоть привезти ракеты куда-то можно. А кто положит ракеты на неисправную СОУ? ЗАчем, что б она сгорела вместе с ракетами?


цитата:
________________________________________
Несмотря на то что командирам батарей были выданы разблокировочные ключи на проведение пусков ракет, реальный запуск ракеты 9М38М1 не был предусмотрен.
________________________________________

Вы там видели эти ключи? И те дверцы, что их запирают? Отвертка побольше, входящая в ЗИП, решает эту проблему.
Кстати, мишень типа ЛА-17 поднимается в воздух самостоятельно, но ее ведет в сторону ЗРК специальный человек, летящий на самолете-спарке рядом по радиоуправлению. И как только убедится, что мишень входит в зону поражения - быстро сваливает ДО начала стрельб.

Кстати, рассказывали случай, выдавали за реальный, когда арабам поставляли КУБ (точнее КВАДРАТы). Один из лучших летчиков-арабов "ведет" мишень в сторону стартовой батареи. После чего быстро начинает уходить. Но кто-то из расчета пустил ракету без разрешения, а СУРН куба захватывает не мишень, а сам самолет.

Не помню, почему пилоту сообщили о том, что стреляют по нему, а СУРН в сторону отвести не догадались. Летчик дал форсаж и пошел со снижением от ракеты. Короче, КУБовская ракета сбила тот самолет на расстоянии больше 40 км - а это в полтора раза дальше расчетной зоны. Догнала таки.



цитата:
________________________________________
А есть ли у всу рабочие мишени?
________________________________________

Да должны быть. Баллистическую мишень имитирует ракета Круга. Их полно на хранении, а вот для имитации самолета ничего кроме ЛА-17 я не встречал.




цитата:
________________________________________
Если не предполагались, боевые стрельбы, отработка наведения,
По боевому самолету - имеет смысл?

________________________________________

Имеет. Даже по гражданскому и то имеет. Полноценная проводка цели отрабатывается. Отметки цели видны и на СОУ, и на КП, и даже КП бригады или полка. Они видны и так, при работе только с СОЦ, но от СОУ поступают метки о ручном и автоматическом сопровождении.

Но в России боевые ракеты убирают подальше, захочешь - не стрельнешь. А тут или поленились, или не успели - учения ж, какабычно, начались внезапно, да в поле, а куда там ракету класть? Их можно сложить в специальные контейнеры, где они и должны храниться, но, может, пустые и не взяли.

Другое дело что пускать ракеты по мишеням, когда в воздухе еще самолеты, тем более гражданские, идущие по коридору, весьма опрометчиво. Но Украина и так была в этом замечена.




цитата:
________________________________________
Ракете указывают на какую дальность наводиться. Вернее так сделано, что ракета сама выбирает нужную цель.
________________________________________

Дальность для ракеты безразлична. Точнее, ей это важно в момент пуска, если цель близка, то она полетит прямо в нее. Если цель далеко, то ракета полетит много выше, что б набрать скорость и высоту. Потом будет планировать (не в смысле "составлять план" а лететь как планет, без двигателя). Захватит она самый "громкий" отраженный сигнал, и потом уже с него не слезет. Какой сигнал будет сильнее - отраженный от маленькой мишени и близко расположенной, или от более далекого зато огромного Боинга, я рассуждать не берусь.

Для приема "опорного" сигнала подсвета, на заднем стабилизаторе ракеты есть специальная антенна. Свое расстояние до цели ракета может вычислить исход из разницы по времени сигналов принятых попой и головой, но на самом деле дальность в момент пуска задается ей по разъему ША1, пока она еще на направляющих.

Да, и как мне помнится, на БУКе луч подсвета не такой уж и узкий. Это на СУРНЕ параболическая антенна сопровождает ракету, на Буке антенна почти плоская, узкий луч там и не возможен. Да и ракета может сильно отклоняться от прямой - СОУ-Цель. Узкий луч она может не поймать попой. Так что в Буке луч не сильно сфокусирован.

ЗЫ как в пямяти-то все всплывает, сам не ожидал! Что значит хорошие преподаватели.



цитата:
________________________________________
Но луч подсвета модулирован. Это и подсказывает ракете дальность до цели.
________________________________________

Думаю, что дальность до цели она определяет сама, по разнице прихода подсвета на антенну на попе и отраженного сигнала от цели, попавшего в антенну под обтекателем. Модуляция тут вряд ли как-то подсказывает.



цитата:
________________________________________
И у 9М38 есть что-то типа полетного задания?
________________________________________

Автопилот точно есть. Но насколько он сложен, сказать не могу. Не помню.



цитата:
________________________________________
Неужели такая продвинутая система (БУК) не защищена от ошибок, которые могли бы привести к несанкционированному или случайному запуску ракеты по самолету.
________________________________________

Защищена полностью. Без сложных манипуляций вы просто ракету не запустите. Или запустите, но она в цель не попадет. Но выбор цели и принятие решения на пуск всегда в оружии прерогатива человека. Если человек полуобучен, если у него нет должного опыта, то машина, увы, ничем помочь не может. Стрелять нужно не менее раза в два года.



цитата:
________________________________________
Излучение подсвета непрерывное, а не импульсное.
________________________________________

Не помню. Возможно. Тогда частота меняется линейно, и тогда о расстоянии можно судить по разнице в частоте от опорного сигнала (в попе) и частоте отраженного сигнала. Отраженный сигнал проделывает бОльший путь и разница в этом пути и определяет разницу частот.

Даже скорей всего так. Например в высотомере РВ-5 (вещь старинная, стояла на первых ТУ-134) измерение высоты от 1 до 1000 метров было сделано именно так.



Источник http://forum.guns.ru/forummessage/71/1399067.html
Tags: Украина, авиация, гражданская война на Украине
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments