alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Финансовая система Украины: на пути от «СС» к «D», часть 1/II




Автор: Андрей Ваджра


Не так уж сложно фальсифицировать статистику экономических показателей страны и официально приукрасить даже самое плачевное положение национальной экономики, но невозможно выдать отсутствие денег в казне за их наличие. В современных финансах скрыть можно имеющиеся валютные ресурсы, но никак не их отсутствие. Это просто не позволят кредиторы и инвесторы. Поэтому, чтобы понять в каком состоянии находится экономическая система того или иного государства, не обязательно анализировать его производственные и торговые показатели, а можно просто изучить его финансовое положение, так как оно – главное свидетельство успешности или неуспешности экономической деятельности страны.

Более того, исходя из сложившейся в стране финансовой ситуации, можно легко судить о том, что её ждёт в экономическом плане, как в ближайшей, так и в отдалённой перспективе. И Украина в данном случае не является исключением.

Существует ряд основных показателей, которые в целом чётко характеризуют состояние дел в финансах государства. Это:

– государственный бюджет;

– платёжный баланс страны;

– степень девальвации национальной валюты;

– уровень инфляции;

– состояние банковской системы;

– золотовалютные резервы государства;

– общий и государственный долг.

Государственный бюджет Украины

С выполнением государственного бюджета на Украине всегда были проблемы. Его расходы хронически превышали доходы буквально с первых лет «нэзалэжности». Украина никогда не жила по средствам. Её потребности неизменно превосходили её возможности, а главной стратегией государства было удержать любой ценой уровень потребления при непрерывно ухудшающейся экономической ситуации.

Не стал исключением и прошлый 2014 год. По информации Министерства финансов, дефицит государственного бюджета Украины в 2014 году вырос на 20,7% – до 78,07 млрд. грн. Фактический дефицит составил 88,1% годового планового показателя со всеми его изменениями.

Но это та обыденность, к которой граждане Украины давно привыкли. Главный финансовый документ страны традиционно не выполняется. Это уже мало кого волнует. Однако, похоже на то, что данную традицию придётся нарушить. Судя по всему, государственный бюджет на 2015 год обещает стать самым необычным и запоминающимся для населения Украины за все годы украинской «нэзалэжности».

Дело в том, что бюджет текущего года Верховная Рада Украины принимала «вслепую». Его текст депутаты парламентской коалиции утвердили не читая. Им просто не дали это сделать. И неслучайно. Дело в том, что постмайданный бюджет Украины на момент его принятия украинским парламентом не имел доходной части, так как правительство Яценюка было не в состоянии её сформировать без заёмных средств МВФ. То есть в декабре 2014 года налоговые поступления в казну оказались столь низкими, что без кредита Международного валютного фонда доходную часть бюджета на следующий год, способную хотя бы минимально удовлетворить потребности государства, правительство Яценюка сформировать не смогло. Денег не хватает не только на возвращение долгов, но и на банальное проедание. О средствах на развитие страны, как вы понимаете, речь вообще не идёт. Развитие Украины уже давно никого не волнует.

Поэтому украинский парламент проголосовал за бюджет без цифр, которых в нём не было. Эти цифры правительство решило внести в главный финансовый документ страны «задним числом», после выделения Международным валютным фондом нового кредита.

Таким образом, можно констатировать, что государственный бюджет Украины на 2015 год был фактически сформирован не суверенным украинским правительством, а Международным валютным фондом. И основной задачей этого документа стало получение любой ценой денег от МВФ. А вот какая это будет цена, стране в скором времени предстоит узнать непосредственно в процессе выполнения нового бюджета, о содержании которого знают лишь Яценюк и несколько высокопоставленных чиновников.

Впрочем, даже отрывочная информация о нём вгоняет работников Кабмина в глубокий шок. Ведь главное требование МВФ – максимальное сокращение расходов бюджета, что, в первую очередь, касается ликвидации социальных программ и прекращения финансирования таких «второстепенных» сфер, как здравоохранение, образование, наука и пр. Не надо иметь экстрасенсорные способности, чтобы предсказать геноцидную сущность украинского бюджета, написанного МВФ. Украина не первая страна, экономика и население которой было пущено Международным валютным фондом в расход [1].

Платёжный баланс Украины

Как известно, платежный баланс отражает внешнеэкономические операции страны с другими странами мира за определенный промежуток времени (обычно за год). Платежный баланс показывает сумму фактических платежей за товары и услуги, получаемых страной из-за границы, и сумму платежей, произведенных ею за границей.

При этом профицит платежного баланса свидетельствует о том, что страна получает из-за границы платежей/денег больше, чем их осуществляет/отдаёт сама. Дефицит платёжного баланса свидетельствует об обратном.

Так вот, как сообщил Национальный банк Украины, по итогам 2014 года дефицит текущего счёта [2] Украины достиг 5,228 млрд. долл., дефицит капитального и финансового счёта [3] – 8,079 млрд. долл. Платежный баланс Украины в январе-декабре 2014 года сведен с дефицитом в 13,307 млрд. долл. против профицита в 2,023 млрд. долл. по итогам 2013.

По информации НБУ, дефицит текущего счёта обусловлен снижением экспорта товаров за год на 14,4% – до 55,6 млрд. долл. в результате остановки промышленных предприятий и разрушения транспортной инфраструктуры на востоке страны, а также снижением цен на мировых товарных рынках и почти полным блокированием торговых отношений с Россией.

Одновременно с этим снижается и импорт товаров (в 2014 на 27,4% – до 61,7 млрд. долл.), что обусловлено отсутствием реального обменного курса гривны и сокращением внутреннего спроса. На данный момент стремительная девальвация украинской валюты вгоняет в ступор торговлю. Импортёры, поставляющие товары в супермаркеты с отсрочкой платежа, несут убытки из-за непрерывно падающей гривны. Поэтому импорт постепенно уходит с прилавков украинских магазинов. Соответственно беднеет товарный ассортимент.

Дефицит же капитального и финансового счёта обусловлен резким падением (и без того низкой) инвестиционной привлекательности Украины в связи с государственным переворотом в феврале 2014 года, нарастающим в стране социально-политическим хаосом, войной на Донбассе и накоплением экономикой ряда макроэкономических дисбалансов. Всё это в итоге привело к утрате частным сектором как инвестиционных, так и кредитных ресурсов для рефинансирования текущих выплат по предыдущим займам.

Таким образом, дефицит платёжного баланса свидетельствует о том, что на данный момент Украина оказалась на крайне низком уровне экономической и, соответственно, финансовой активности. Иначе говоря, экономика Украины находится в ступоре, она не может предложить в достаточном объёме на внешние рынки ни свои товары, ни свои услуги, поэтому платежи ей из-за границы предельно сократились, а она, как и раньше, продолжает платить за предоставляемые ей товары и услуги.

Девальвация гривны

Как известно, девальвация – это обесценивание национальной валюты, т.е. понижение её официального курса по отношению к иностранным валютам и золоту.

Стоит отметить, что в плане обесценивания национальной валюты постмайданный режим Порошенко-Яценюка добился выдающихся успехов в самый короткий срок. В деле раскручивания маховика девальвации т.н. «проевропейское правительство» Украины поднялось на недосягаемые вершины, затмив всех своих предшественников.

Первый существенный девальвационный скачок на Украине произошёл после «Оранжевой революции» – во времена правления Виктора Ющенко. Если на момент прихода главного пчеловода страны к власти, в 2005 году, за один доллар США давали 5 гривен, то уже к концу 2009 года доллар стоил 8 гривен. Основной причиной той первой масштабной девальвации стал резкий рост в обращении денежной массы. «Оранжевый режим», стремительно теряя доходы от экономической деятельности страны, очень сильно увлекся печатанием гривны. В итоге она обесценилась на 38%. Такова была плата за первый «Майдан».

Второй «Майдан» породил в стране новый масштабный гипердевальвационный скачок. В активной фазе «Рэволюций гидности», когда пылали улицы Киева, гривна резко рухнула в течение суток.

7 февраля 2014 года её курс упал с 8 до 8,8 за доллар США. А затем в течение недели после государственного переворота (с 22 февраля по 1 марта) курс рухнул с 8,8 до 10 гривен за доллар. К апрелю доллар стоил уже 11 гривен. А с 7 по 14 апреля, в момент вторжения украинской армии на Донбасс, курс украинской валюты упал с 11 до почти 13 гривен за доллар.

С конца июля начался новый рост «бакса». 27 августа курс доллара достиг 13,89 гривы. С конца сентября он оставался на уровне 12,9 гривны. Однако в период с 5 по 11 ноября доллар вырос до 15,7 гривны. 5 февраля 2015 года произошёл новый обвал украинской валюты, и доллар достиг 24,8 гривны. Но уже 18 февраля установленный НБУ курс остановился на отметке в 26,79 грн/долл. Впрочем на этом стремительный рост девальвации гривны не остановился.

17 февраля на межбанке курс доллара вырос до 26,90 грн/долл., а 19 февраля поднялся до 27,50 грн. 23 февраля официальный курс гривны к доллару достиг 28,3 грн/долл, а 26 февраля, котировки гривны к доллару на межбанковском валютном рынке установились на уровне 34,50 грн/долл. На чёрном же рынке доллар уже продавали за 42 гривны.

В эти дни украинские граждане не успевали следить за изменениями курса национальной валюты – обменные пункты меняли цифры на табло несколько раз в день. Перепуганный обыватель ринулся скупать иностранную валюту, пытаясь спасти свои сбережения. Во многих обменниках образовывались очереди.

Аналогичным образом себя стали вести и юридические лица. Компании принялись переводить свои активы в иностранную валюту.

Битва за «баксы» на Украине вступила в свою решающую фазу. Гривна оказалась никому не нужна.

В этот критический момент, уловив в полной мере перспективы нового финансового тренда, 26 февраля, на совещании с участием главы НБУ, премьер-министра и министра финансов Украины, президент Порошенко в категорической форме потребовал от главы Нацбанка Валерии Гонтаревой волевым усилием остановить «беспредел» и снизить курс доллара до 21,7 грн/долл.

Почему именно до этого уровня? А потому, что именно этот «правильный» курс был заложен правительством в согласованные с МВФ изменения госбюджета.

Дело в том, что стремительная девальвация гривны, ломающая арифметику государственного бюджета, поставила под вопрос получение Украиной кредита МВФ. Но без этих денег дефолт Украины неизбежен. Поэтому после требований президента Украины, Гонтарева своими постановлениями просто парализовала функционирование финансового рынка страны, на котором единственным покупателем и продавцом валюты остался Нацбанк.

Чтобы хоть как-то остановить отток за кордон доллара и евро, Национальный банк Украины продлил до 3 июня 2015 года ограничения банковских переводов, из-за которых никто не имеет права перевести за границу валюту, на сумму, превышающую 15 тыс. гривен/день и 150 тыс. гривен/месяц.

Одновременно с этим, Нацбанк также продлил до 3 июня 2015 года запрет на продажу валюты населению более чем на 3 тыс. грн. в сутки.

А 3 марта НБУ запретил (до 3 июня 2015 года) выдачу иностранной валюты с платежных карт. Как было заявлено в его постановлении «выдача наличных средств в пределах Украины по электронным платежным средствам, эмитированных как резидентами, так и нерезидентами, осуществляется исключительно в гривнах».

При этом Нацбанк обязал банки каждый день формировать реестры валютных операций по покупке и перечислению за рубеж валюты со счетов клиентов. В них финучреждения должны вносить все транзакций на сумму от 50 тыс. долл. и отправляться в НБУ. Таким образом, НБУ взял под полный контроль в стране все валютные операции. Теперь Нацбанк практически в online-режиме отслеживает любую сколько-нибудь крупную покупку валюты и её перечисление. Причем он наблюдает весь баланс таких транзакций в рамках всей банковской системы.

Кроме того, Нацбанк с целью принуждения граждан и бизнеса к уменьшению своих валютных сбережений, запретил украинским компаниям покупать на межбанке валюту под зарубежные платежи, если у них на счетах уже есть валютные средства — от 10 тыс. долл. и больше. Также НБУ запретил предоставлять гражданам и компаниям гривневые кредиты, если в залог под них оформляется валюта на счетах. Цель данных запретов одна: если у тебя есть валюта, ты обязан её потратить.

Но главное это то, что с целью ручного управления девальвацией, Нацбанк решил парализовать финансовый рынок страны. Для этого он максимально сузил возможности банков по торговле на безналичном рынке — заставил их каждый день отчитываться не только по общему объёму сделок, но и по сальдо операций. При этом НБУ установил, что банк может в день купить на межбанке больше, чем продал на 0,1% от своего регулятивного капитала. При этом оставил старый норматив валютной позиции на уровне 1%.

В результате этого, уже 4 марта НБУ смог укрепить официальный курс гривны до 26,86 грн/долл, а 11 марта на Украине был официально установлен «валютный курс Порошенко» – 21,73 грн/долл. Как раз в этот день Совет директоров Международного валютного фонда рассматривал выделение нового транша Украине, и данный президентский курс идеально способствовал принятию Фондом позитивного решения.

Однако сколько будет стоить доллар после отмены парализующих финансовую систему Украины постановлений НБУ предугадать трудно. Ведь административное укрепление курса украинской валюты имеет мало общего с её реальной рыночной стоимостью. Кроме этого пока не ясны и те последствия, к которым может привести паралич финансового рынка, организованный НБУ.

Чем же обусловлена столь стремительная девальвация украинской валюты на протяжении всего постмайданного года?

Целым рядом порождающих друг друга негативных процессов.

Дело в том, что деньги – это товар максимальной ликвидности [4], который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. В данном случае для нас самое важное то, что деньги – товар. А это значит, что на него распространяются все свойства товара. Поэтому, когда спрос на какую-то валюту превышает предложение, её цена по отношению к другим валютам на финансовом рынке высока и наоборот.

В связи с этим девальвация какой-либо национальной валюты по отношению к международной (в виде американского доллара) происходит тогда, когда в стране не хватает доллара для удовлетворения на него спроса, а национальной валюты в обороте – переизбыток [5].

Именно эта ситуация и стала складываться на Украине в начале 2014 года.

Первым толчком к девальвации стал государственный переворот в Киеве, нарушивший устоявшуюся систему как государственного управления, в том числе в финансовой и экономической сферах, так и сами финансово-экономические отношения.

Вторым толчком к стремительной девальвации стала широкомасштабная военно-политическая дестабилизация в стране, приведшая к потере Украиной части своей территории и развёртыванию гражданской войны на Донбассе. Всё это продолжало ломать устоявшиеся финансово-экономические процессы и, тем самым, поэтапно выводить из строя экономическую систему страны.

Третьим толчком, породившим гипердевальвацию гривны в конце 2014 – начале 2015 года, стало разрушение традиционных внешнеэкономических связей Украины и, в первую очередь, свёртывание выгодного сотрудничества с Россией и странами Таможенного союза, которое коснулось торговли, энергетики и производственно-технического взаимодействия.

И, наконец, необходимо учитывать то, что четвёртым толчком, усиливающим стремительную девальвацию гривны, являются долги украинского государства. Не имея необходимых доходов, правительство осуществляет эмиссию гривны, чтобы расплатиться по долгам внутри страны. И этот процесс идёт по нарастающей.

Согласно бюджету Украины на 2015 год, Национальный банк должен передать в казну около 60 млрд. гривен, которые пойдут на выкуп государственных облигаций и пополнение счетов Фонда гарантирования вкладов. Но столь значительную сумму НБУ взять негде, кроме как напечатать. А это означает – дальнейшее раскручивание девальвации и новый виток инфляции.

Что получилось в итоге всего вышеизложенного?

За год произошло обвальное пятидесятипроцентное падение производства на фоне останавливающихся и закрывающихся предприятий. Фактически украинская экономика ужалась в два раза. Это, в свою очередь, привело к острому дефициту платёжного баланса страны. Украина начала тратить больше иностранной валюты, чем зарабатывать её. При этом, в связи с крайне нестабильной социально-политической ситуацией на Юго-Востоке, и набирающей обороты войной на Донбассе, расходы государства значительно возросли.

Всё это в целом привело к резкому сокращению золотовалютных резервов Украины (за 2014 год они ужались на 63,1%), предельно острой нехватке иностранной валюты на финансовом рынке и эмиссии гривны.

Именно стремительное таяние украинских ЗВР, катастрофическое отсутствие на украинском финансовом рынке необходимого количества иностранной валюты, а также переизбыток гривны, породили гипердевальвацию.

В борьбе с ней, НБУ пытается поставить административные заслоны на пути утекающей с финансового рынка и из страны вообще иностранной валюты, однако на самом деле главная проблема не в том, что доллар и евро уходят с Украины, а в том, что они не приходят на него. Для этого просто нет объективных причин.

Государственный переворот, дестабилизировавший социально-политическую ситуацию и спровоцировавший гражданскую войну, парализовал половину национальной экономики и резко обвалил доходы страны. В результате этого Украина перестала зарабатывать иностранную валюту в необходимом для её нормального социально-экономического функционирования объёме и практически полностью потратила свои золотовалютные резервы. А острая нехватка доллара и евро на украинском финансовом рынке автоматически взвинтила на них цену – повысила обменный курс по отношению к гривне.

Гривна стремительно падает, теряя остатки своей ликвидности, потому что за ней нет ни эффективной экономики, ни достаточных материальных ценностей и ресурсов, ни минимального золотовалютного резерва. Фактически гривна зависла в пустоте, превратившись в разрисованный фантик, который скоро не будет стоить и той бумаги, на которой он напечатан.

При этом необходимо подчеркнуть, что глубокая девальвация украинской национальной валюты будет продолжаться до тех пор, пока будет продолжаться падение украинской экономики, раскручивающее дефицит платёжного баланса страны. И никакое административное регулирование финансового рынка не сможет остановить девальвацию, имеющую объективные причины.

В свою очередь, усиливающийся с каждым месяцем паралич экономической системы, порождающий девальвацию, является прямым следствием той целенаправленной политики, которую проводит нынешний политический режим во главе с Порошенко и Яценюком. Разрыв экономических отношений с Россией и сознательный курс на усиливающуюся конфронтацию с ней, последовательно разрушает экономику Украины и тем самым подстёгивает гипердевальвацию гривны.

В этой ситуации нынешние украинские власти пытаются закрыть те гигантские бреши в финансовой системе государства, которые они сами же и создали, эмиссией гривны и новыми масштабными кредитами МВФ.

Продолжение читать тут




Tags: Украина, анализ, деньги, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment