alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

К разговору о стержневой боевой части

Оригинал взят у bobik_57 в Вот и первые признаки БЧ. Сбивал не "Бук-М1"


На протяжении прошедших суток эту статью очень широко обсуждают и цитируют в интернете в связи с трагедией малазийского "Боинга" на Украине. Причиной тому вот эти два фото. Точнее, характер повреждений поверхностей элементов конструкции самолета. Это к тому, что, когда вам показывают пострадавшего, всего в порезах, синяках, свежих швах от полостных операций, и говорят, что на самом деле он просто рыбной косточкой подавился, вы почему-то в подобную версию как-то подспудно плохо верите.

дырки

1

Безусловно, только по четырем этим дыркам полностью однозначно говорить рано, однако на определенные мысли они наводят. Дело в следующем. Поразить воздушную цель можно по-разному. До 50-х годов ХХ века основным способом являлась стрельба из ствольного оружия. Пулеметов разного калибра и авиационных автоматических пушек.

Американский истребитель Р-51 "Мустанг". Вторая Мировая Война и Война в Корее.


Немецкий истребитель Fw-190, модификация конца ВМВ.


Проблема в том, что размеры целей тоже росли и их прочность также увеличивалась. Если до 1941 года британский бомбардировщик Авро 683 Ланкастер длинной в 21 метр, размахом крыльев в 31 метр и снаряженной массой в 29 тонн считался тяжелым... (т.е. по представлениям того времени круче просто некуда)



Но прошло всего четыре года и американский B-29 «Суперфортресс» длинной более 30 метров, размахом крыльев в 43 метра и снаряженной массой 36 тонн уже являлся самым обычным бомбардировщиком.



Позднее бомберы подросли еще сильнее. В 1981 году начались испытания сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь» (по НАТО классификации: «Blackjack»). Длинна фюзеляжа 54 метра, размах крыльев (максимальный) 55,7 метра, снаряженная масса - 275 тонн!



Еще во время боев в небе над Кореей выяснилось, что одним лишь пулеметно-пушечным вооружением "Суперкрепости" ковыряются очень плохо. И очень долго. Наращивание калибра бортового вооружения истребителя помогаю слабо. Попадание в В-29 нескольких снарядов даже из 57-мм авиационные пушки к его гарантированному разрушению не приводило. Известны случаи, когда "двадцатьдевятые" возвращались и штатно садились на родной аэродром после получения семи (!) таких снарядов.

Даже в ВМВ зафиксировано не мало случаев, когда менее крупные американские В-17 дотягивали до базы и вот с такими повреждениями.





В общем, после Корейской войны началась активная разработка зенитно-ракетного вооружения. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что первенство на этом пути принадлежит инженерам Третьего рейха.

Многочисленные технические и аппаратные ограничения того времени (на электронную начинку, на системы управления, на мощность двигателей и многое другое) привели разработчиков к целому ряду вынужденных компромиссов. В сущности, все зенитные ракеты ранних типов, представляли сбой, образно выражаясь, самый обычный фугас, который с большой скоростью подносился к самолету-цели и взрывался, калеча его обломками собственной конструкции. Первые ЗРК шли по пути тупого наращивания мощности боевой части (БЧ) зенитной ракеты, измеряемой в килограммах заложенной туда взрывчатки. Непревзойденным рекордсменом в этом параметре до сих пор является зенитная ракета американского комплекса MIM-14 Nike-Hercules, вес БЧ которой составлял 500 килограмм.



Все шло хорошо, пока от больших и тяжелых зенитных ракет стационарного базирования, война потребовала перейти к многочисленным другим вариантам. В том числе, придумать, как стрелять ЗУР с самолетов или даже с плеча обычным пехотинцем.





Это мгновенно ткнуло инженеров носом в целый ряд новых ограничений. К примеру, к ПЗРК можно приделать БЧ под 300 кило. Но тогда человек без экзоскелета ее фиг подымет. А при тех массо-габаритных ограничениях, что есть, впихнуть получается только относительно легкие боевые части, весом до 4 - 12 кг (последнее обычно характерно для ЗУР класса воздух-воздух).



Малый вес БЧ требует отказа от обычного фугасного типа подрыва (принцип, как в гранате, осколки разлетаются сферично). Из всех осколков в цель полетит лишь малый процент в том секторе, которым БЧ будет обращена к цели. Например, 600 гр гранаты Ф1 дает в сумме до 300 осколков. Это 0,8 осколков на радиальный градус (угол в один градус в горизонтальной плоскости с центром в точке подрыва). На дистанции в пять метров от точки взрыва длинна хорды угла в один градус составляет полтора метра (примерно). На дистанции в 10 метров - длинна хорды уже около трех метров. А ведь пилот самолета, на перехват которого идет зенитная ракета, тоже хочет жить, потому активно маневрирует, выкладываясь в виражах до самого донышка. Так что попасть ракетой непосредственно в фюзеляж, крыло или двигатель - задача сложная. Тем более, для ЗУР большой длинны и собственной массы. К примеру, в 60-е годы прошлого века основным противозенитным маневром являлся не отрыв из зоны захвата головки самонаведения ракеты, а прежде всего мгновенный переход к маневрированию с предельно возможными перегрузками. Пытаясь удержать цель в захвате, зенитная ракета просто не выдерживала перегрузок и сама разваливалась в воздухе. По этому в ТТХ зенитных комплексов, кроме дальности поражения и всяких прочих параметров, еще всегда указывается значение предельной перегрузки, которую ракета способна выдерживать во время маневрирования.

Проблема еще и в том, что современные воздушные цели, заразы, очень прочные и один осколок им что слону дробина. Да и обеспечить точное попадание ракетой точно в цель тоже задача сложная. Потому был найден компромисс. Формировать не сферический взрыв (как в гранате, снаружи рубашка с предготовыми осколками, внутри ВВ), а направленный, конусный. При той же массе ВВ такая конструкция БЧ обеспечивает на два порядка большую плотность осколков. Плюс осколки можно делать более тяжелыми, а значит с большей кинетической энергией, чтобы повысить их собственную разрушающую способность и дистанцию поражения.

Поврежденный Су-25 российских ВВС после боевого вылета. (Август 2008 г., Грузино-осетинский конфликт). - 2009 г.


По этому малые БЧ (характерны для ПЗРК, ЗУР малой дальности и ЗУР класса воздух-воздух) всегда секторальные, т.е. бьющие конусом осколков. Чаще всего игольчатых.

В то время как тяжелая ЗУР класса земля-воздух достаточно велика, чтобы не мучаться с конусами, да и из за своих размеров заранее невозможно предсказать, каким боком и с какого ракурса она к цели поделит. Обычным ЗУР хорошо, они обычно всегда или на встречных или на догонных. А у этих... приходится цели ловить и сзади, и спереди, и сбоку, и снизу. Потому, тут компромиссным решением является обычная фугасная конструкция БЧ сферического взрыва. Габариты ракеты позволяют впихнуть в нее БЧ весом и 100 и 200 кг. У США одно время даже была ЗУР с весом БЧ в 500 кг. При этом подходе как бы без разницы становится курсовой угол встречи ракеты с целью. Один фиг бабахнет так, что мало не покажется. А саму ракету на пусковую установку можно затащить краном.

ЗРК Бук-М1. Ракеты приходят в транспортно-складских контейнерах, в которых они хранятся на складах до 10 лет.


Правда сейчас, когда одному и тому же ЗРК приходится ловить и самолеты, и баллистические ракеты, и крылатые ракеты, и беспилотники и всякую прочую фигню, сферические ОФ БЧ признаны не достаточно эффективными даже для наземных ЗУР среднего и дальнего радиуса. К примеру. у С-400 уже применяются ЗУР с секторальной БЧ. При подлете к цели ГСН ракеты вычисляет курсовой угол и секторальную ориентацию цели, потом специальным двигателем доворачивает корпус ракеты так, чтобы цель оказалась в конусе поражения БЧ (не соосным продольной оси движения ракеты).



Так что вот. Если дырки на фото от стержневых элементов (а оно очень похоже, но по трем дыркам финальные выводы я бы делать не стал), то это четкий признак поражения БЧ зенитной ракеты именно воздушного базирования. Тем самым ЗРК "Бук-М1" абсолютно точно исключается. Воздушное базирование означает, что ракету, чья БЧ нанесла эти поражения, должен был запускать самолет... Какой и чей - вопрос отдельный.

Но в любом случае, стоит не торопиться с выводами и подождать заключения экспертов.



Источники:

1. Оценка стрелково-пушечного вооружения боевых самолетов Второй Мировой войны
2. Samogo.Net
3. xliby.ru
Tags: Украина, авиация, армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments