alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Интересный взгляд на будущее линкоров (окончание)

Начало читать тут



Американцы внимательно следили за тем, когда к нашим крейсерам подойдет тихоходный транспорт снабжения. И как только начиналась перегрузка топлива, авианосец давал полный ход и исчезал за горизонтом.

Уверен, что у многих возник вопрос: какой толк от старых пушек, когда на вооружении нашего флота состояли первоклассные противокорабельные управляемые ракеты (ПКР). Увы, как говорил мне командир БЧ-2 одного из кораблей 5-й эскадры, их оружием первого удара по американским авианосцам и крейсерам были… зенитные ракеты «Волна», а не ПКР. Почему? Время реакции у ПКР больше в несколько раз, чем у ЗУР. Ну а о «пукалках» 57-и 76-мм калибров и речи не было.

Разумеется, мощность 152-мм снаряда недостаточна для пробития бронированной палубы авианосца — спасибо Никите Сергеевичу, ликвидировавшему 305 и 220-мм суперпушки. Тем не менее на охоте за авианосцами наши крейсера проекта 68 постоянно находились в состоянии боевой готовности № 2 и даже № 1, что позволяло открыть огонь по авианосцам не позже, чем через 15 секунд после получения приказа.

Наши моряки прекрасно понимали, что им не придется вести огонь свыше 5 минут из-за огня корабельного охранения авианосцев и атак штурмовиков, если бы им удалось взлететь. Там не менее они и морально, и физически были готовы открыть огонь.

Замечу, что в 1964 г. в СССР началось проектирование снаряда с ядерной боевой частью (ЯБЧ) 3 БВ3 для 152-мм гаубицы «Акация». Надо ли говорить, что прямое попадание или близкий разрыв у борта авианосца такого снаряда гарантированно исключал бы необходимость дальнейшего ведения огня крейсером.

Замечу, что первые снаряды с ЯБЧ в корабельную артиллерию ввели американцы. В 1956 г. для 406-мм орудий линкоров был принят снаряд М-23 «Кейти» мощностью 20 кт, а в 1957 г. — снаряд М-422 мощностью 5 кт для 203-мм орудий крейсеров.

В дальнейшем же ни в СССР, ни в США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х годов по сей день остается 152 мм.

Надо ли говорить, что адмиралы США и других ведущих держав понимают значение корабельных орудий крупного калибра в современной войне? В итоге с середины 1960-х годов практически непрерывно шло проектирование морских артсистем калибра 152 мм и выше. Так, в самом конце 1960-х годов в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстрелов в минуту и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего готовыми к стрельбе были 75 выстрелов шести разных типов.

203-мм пушка Mk 71 в 1971 г. была установлена на носу эсминца DD 945 «Хэлл» полным водоизмещением 4200 т взамен 127-мм установки Mk 42. По сведениям американской печати, испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до 1979 г. находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 так и не поступила.


Стрельба из 203-мм установки МК.71 на эсминце «Хэлл»

В декабре 2002 г. немцы на фрегате F-220 «Гамбург» взамен носовой 76-мм установки ОТО поставили башню от 155-мм САУ PzH-2000. Длина ствола гаубицы 52 калибра. Затвор клиновой полуавтоматический. Заряжание раздельно-гильзовое. Подача полностью автоматизирована. В течение первой минуты стрельбы гаубица на САУ на полигоне в 1997 г. выпустила 12 снарядов, однако далее скорострельность существенно падала из-за разогрева ствола и противооткатных устройств.


155-мм гаубица на фрегате «Гамбург»

Испытания 155-мм гаубицы на «Гамбурге» велись до 2005 г. В ходе них выявились периодические сбои в механизмах подачи боеприпасов. Целью испытаний было создание 155-мм корабельной установки MONARC (Modular Naval Artillery Concept). Установками MONARC планировалось оснастить 4 новых германских фрегата пр. F-125 водоизмещением около 7,2 тыс. т.

2 ноября 2011 г. головной фрегат пр. F-125 «Баден-Вюртенберг» был заложен в Гамбурге. Предполагаемый срок ввода в состав флота — 2016 год. Однако в последний момент решили оснастить его не 155-мм орудиями, а 127-мм установкой LW фирмы «Ото-Меллера». Фирма уже получила заказ на 5 таких установок, одна из которой будет учебной. Длина ствола 127-мм установки LW 64 калибра, вес 25 т, скорострельность 25 выстр./мин. Изюминкой ее должны стать новые подкалиберные оперенные снаряды «Вулкано».


127-мм снаряды орудий сверхдальней стрельбы

Снаряд типа «Вулкано» спроектирован в трех вариантах: 1) неуправляемом с дальностью 70 км; 2) с головками самонаведения для стрельбы по надводным кораблям; 3) с инерциальной системой управления с коррекцией по GPS для стрельбы по береговым целям на дальность до 120 км.

По данным зарубежных СМИ, неуправляемые снаряды «Вулкано» поступили в производство в 2007 г., а изготовление управляемых снарядов предполагалось начать в 2011 г. Однако, судя по всему, управляемые снаряды «Вулкано» до сих пор не доведены до ума. Нетрудно догадаться, что оперенные неуправляемые снаряды при дальности 70 км дадут огромное рассеивание. Разумеется, об этом СМИ не пишут.

Еще в начале XIX века артиллеристы установили, что чем больше калибр, тем устойчивее полет снаряда и меткость на той же дистанции. Тем не менее США и НАТО упорно создают сверхдальние снаряды для корабельных пушек среднего калибра 127–155 мм.

Так, в США ведется разработка 155-мм установки AGS. Она представляет собой башню весом 87,5 т с подпалубной системой заряжания. При этом заряжание производится при вертикальном расположении ствола. Угол вертикального наведения от –5° до 70°. Выстрелы раздельно-гильзовые. Вес управляемого снаряда 102 кг. Длина 2,224 м. Вес взрывчатого вещества 11 кг. Как видим, по весу ВВ снаряд занимает промежуточное положение между 152-мм и 203-мм снарядами времен Второй мировой войны. В носовой части снаряда 4 «управляющих» крыла, а в хвостовой части — 8 лопастных стабилизаторов. Система управления инерциальная с использованием GPS. Квадратичное вероятное отклонение (КВО) снаряда — 20–50 м. Стоимость одного снаряда составляет 35 тыс. долларов.


155-мм установки AGS

В октябре 2001 г. опытный образец прошел первые пробные стрельбы. На испытаниях 16 июня 2005 г. снаряд пролетел расстояние 110 км за 280 секунд, совершив ряд маневров.
31 августа 2005 г. за 45 секунд сделано 8 выстрелов.
30 сентября 2011 г. из пушки AGS были проведены два выстрела управляемыми снарядами с коррекцией от GPS, которые якобы поразили цели на дистанции 81 км.

Первый экземпляр 155-мм установки AGS сдан ВМФ США 25 мая 2010 г. В США ведутся работы по созданию корабельных электромагнитных орудий (ЭМО) рельсового типа.

ВМС США планировали создать прототип такой установки к 2012 г., а полностью готовую систему изготовить в 2015 г. с принятием ее на вооружение флота к 2018 г. Параллельно с разработкой самой системы исследования по данному проекту проводились в направлениях создания снаряда и источника энергии.

Согласно проекту, ствол электромагнитной рельсовой пушки, в который помещены рельсовые направляющие, будет иметь длину 12 м, выполняться из композитных материалов и обеспечивать живучесть до 5000 выстрелов. Направляющие связаны с мощным источником тока, который способен преобразовывать накопленную энергию в импульс с активным периодом 10 мс.

Снаряженный боеприпас и направляющая замыкательная арматура закладываются между рельсами в казенную часть орудия. В момент активации (выстрела) поток энергии пробегает через один рельс и возвращается по другому, создавая между ними мощный электромагнитный импульс. Импульс воздействует на направляющую (скользящую) арматуру, расположенную перпендикулярно рельсовым проводникам, которая под воздействием силы Лоренца ускоряется вдоль ствола с гиперзвуковой скоростью и толкает перед собой снаряженный боеприпас. Непосредственно в момент вылета снаряда из ствола замыкательная арматура отделяется от снаряда.


Предполагаемый вид американской электромагнитной пушки

Однако, судя по сообщениям СМИ, разработчики электромагнитной пушки в США встретились с большими трудностями, и время принятия ее на вооружение не определено.

В заключение стоит сказать об использовании системы GPS для наведения снарядов. Это достаточно перспективное направление, и, видимо, российским конструкторам стоит над ним подумать. Другой вопрос, что на корабле или береговом объекте может находиться источник помех GPS. Ну а в случае использования ядерного оружия легко создать поле частиц на орбите земли, мешающее использованию GPS. Вспомним о влиянии на GPS солнечной активности и т. д.

Итак, ответ на вопрос, вернутся ли линкоры в XXI веке, скорее положительный, нежели отрицательный. Сейчас полное водоизмещение крейсеров в американском и японском флотах достигает 10 тыс. тонн, то есть соответствует водоизмещению линкоров начала ХХ века. Но новые американские крейсера типа СG (Х), закладка которых уже должна состояться, имеют водоизмещение 16 тыс. т, то есть по этому параметру приближаются к знаменитому «Дредноуту». А тенденции в развитии корабельной артиллерии, вполне вероятно, приведут к увеличению калибра орудий до 203 мм и больше.

Из нашего досье
Линкор (сокр. от «линейный корабль») — класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооруженных орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500—2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.

Источник: https://vk.com/page-42898100_44198264



Tags: испытания, линкоры, передовые технологии, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments