alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Обстрел автобуса на блоке 13 января или "а был ли мальчик"?

Произошедшее на юго-востоке Украины 13 января 2015 года безусловно трагедия. Причем чудовищная. От того, что случившееся имело место в зоне боевых действий, где мирные законы и правила не особо применимы, не делает результат менее горьким. Вопрос - кто это сделал или как такое вообще могло случиться? - обсуждается по сей день. Порошенко даже кусок борта того автобуса с собой в Европу возил, как доказательство преступления, якобы совершенного ополченцами. Украинская сторона настаивает на версии гибели мирных граждан в результате обстрела блокпоста украинской армии из РСЗО "Град" ополчения. По мнению украинских "экспертов" картина выглядит следующим образом (см. инфографику)



Однако внимательный просмотр фото и видео из открытых источников ставит эту версию под очень большое сомнение. Я вообще полагаю, что никаких "градов" там не было. От слова - совсем. Обстрел - действительно имел место быть. Но велся он точно не из РСЗО (не важно даже, из БМ-21 "Град" или другим каким РСЗО, например "Ураган"). И уж точно не РСЗО накрыло тот автобус. Дело в следующем.

Некий обстрел блокпоста действительно был. Это подтверждается видеозаписью. Кстати, сделанной с точки, расположенной в стороне от обстрелянного блока. Скажу больше. Судя по тому, на сколько потом повернули камеру, чтобы показать пораженный автобус, однозначно следует, что место съемки находилась между якобы обстрелянным блокпостом ВСУ и место падения неких боевых элементов. Я специально говорю "некие боевые элементы", так как по ним также есть много вопросов, которые рассмотрю далее. А пока видео того "обстрела" сделанное со стационарной камеры. Смотрим.

http://www.youtube.com/watch?v=HmtbaYvR8Xo



14 секунда ролика или 14:54:29 по таймингу камеры. В поле правее дороги и потом частично в районе дороги начинает что-то взрываться. Если посмотреть на украинскую "схему" выше, то получается, что автобус находился за 20 метров ДО блокпоста. Кстати, а где автобус? В кадре его нет. А вот он! В 14:51:59 камера поворачивается и становится виден тот самый желтый автобус. Из чего неопровержимо следует, что поле накрытия взрывами расположено не менее чем в 200 метрах и поражающими элементами от тех взрывов достать автобус никак не могло. Что, кстати, подтверждается местами расположения пробоин в самом автобусе. Его задняя часть цела. Все пробоины находятся строго с правого борта, если смотреть по ходу движения.

Смотрим фото. Вот вид сзади-слева. Видно, что задняя часть и левый борт совершенно целые.



Вот его правый борт. Очевидны два вывода. Во-первых, то, что его накрыло, бабахнуло строго справа. Во-вторых, оно имело очень узконаправленное действие. Это видно по локализации пробоин в борту машины. За исключением отдельных крупных отверстий в задней двери (три дырки) и между бампером и передним колесом (одна дырка), все пробоины кучно укладываются в квадрат примерно 1 на 1 метр.



Мы еще вернемся к этому моменту. Пока же смотрим другое видео, снятое уже позднее. На нем оператор показывает место, где якобы взорвалась так самая ракета "града", которая поразила этот автобус. Смотрим. Внимание, видео строго 18+!

http://www.youtube.com/watch?v=QwsMwwQvlNg



41-я секунд по таймингу ролика. Потом еще крупным планом 1:02 минута по тому же таймингу ролика. По логике украинской стороны, получается, что все ракеты "градов" легли черте-где, за 200 - 300 метров, а одна каким-то загадочным образом уклонилась и попала на 300 метров дальше. Я даже не буду напоминать, что ракеты запускаются из одного пакета, потому такого разброса не могут давать даже теоретически. Я расскажу о другом.

Есть фото, сделанное на следующий день после обсуждаемых событий. Кадр снят с беспилотника и охватывает значительную территорию местности вокруг блокпоста. Кстати, это фото официально опубликовала миссия ОБСЕ. Смотрим.



Что мы видим? За все время обстрелов территории все воронки находятся сильно левее населенного пункта (группа домиков в центре кадра) в котором расположен блокпост. Даже две тени в нижней части кадра, если их тоже считать воронками (хотя они отличаются от тех, которые левее), также расположены не менее чем метрах в 100 от всего населенного пункта. Причем, напомню, съемка велась через сутки, а значит в кадре просто воронки. Все, какие там образовались за все время до этой даты, а не только последствия обстрела 13 января. Следовательно, ни населенный пункт, ни тем более сам блокпост ракетному или артиллерийскому обстрелу не подвергался. Во всяком случае, с того момента, как в той местности лег плотный снежный покров. А он там лег явно давно. Что уже ставит под сомнение версию с "градом". Впрочем, это не единственный сомнительный момент.

Дело в номенклатуре существующих боеприпасов к РСЗО БМ-21 "Град". Вообще, всяких разных ракет к нему есть много всяких, но на Украине применяются лишь те, которые еще советской или ранней российской разработки. Последние - плод участия украинского военпрома в совместных с РФ военных программах. В общем, видов таких ракет совсем мало. Внимательно смотрим на фото.



На картинке показаны неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф (слева), снаряд
9М28К с кассетной головной частью (в центре) и 3М16 (справа). Еще существует осколочно-фугасный 9М22У, но он по сути является предыдущей моделью перед 9М22Ф. Примерно также работает и почти также выглядит. Прежде всего - конструктивно.

Можно легко увидеть, что 9М28Ф принципиально отличается от остальных вариантов тем, что эта ракета несет единственный боевой заряд. Все остальные варианты - кассетные, т.е. содержат в себе несколько отдельных суббоеприпасов. Эти кассеты в обсуждаемом обстреле применяться не могли никак. Т.е. абсолютно.

Во-первых, это видно из того, как выглядели взрывы. Сначала еще раз пересмотрите начало первого видеоролика, где хорошо виды взрывы в поле. А теперь посмотрите, как выглядит цель, накрываемая КАССЕТНЫМИ ракетами.

Вот один ролик. Апрель 2013 года. Стрельба на полигоне.
http://www.youtube.com/watch?v=67YVKfFCIwM



Вот еще один ролик. На этот раз с военных учений в Китае. Январь 2009 года.
http://www.youtube.com/watch?v=d5kAgIRdeXI



На обоих записях хорошо видно, что кассета накрывает площадь плотно, а не в виде отдельных, сильно разнесенных между собой, отдельных разрывов.



Собственно, в этом заключается главное ее преимущество. Вместо того, чтобы пытаться доставить к точке порыва большой боеприпас, в надежде, что за счет своей силы он гарантированно накроет большую площадь, ракета несет в себе несколько маленьких, которые разбрасывает плотно по площади цели. В результате поле падения затягивается плотным дымом, в котором вспыхивают порывы этих самых суббоеприпасов. Можно легко увидеть, что работа кассеты совершенно не похожа на те взрывы под Волновахой. Вообще никак.

Кстати, 9М28К и 3М16 там тоже не могли применяться потому что:

Неуправляемый РС 9М28К с кассетной головной частью. Предназначен для дистанционной постановки противотанковых мин ПТМ-3 кумулятивного действия. Длина — 3019 мм; масса — 57,7 кг ; масса головной части — 22,8 кг; масса ВВ — 1,85 кг; масса мины — 5 кг; кол-во мин — 3; дальность стрельбы — 13,4 км; время самоликвидации — 16-24 часа;

Реактивный снаряд 3М16 для постановки противопехотных минных заграждений весом 56,4 кг. Его головная часть весом 21,6 кг содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2 весом 1,7 кг, каждая из которых содержит 130 г ВВ. Максимальная дальность стрельбы снарядами с противопехотными минами составляет 13,4 км; пуск 20 ракет минирует 1000 метров фронта. Чтобы мины не были опасны для собственных войск, они имеют программируемое устройство самоликвидации в интервале от 4 до 100 ч с момента постановки;

Что из этого следует? А то, что если бы это был "град" (без разницы чей, ВСУ или ВСН), то "как-то примерно так" могли выглядеть только взрывы от 9М22У или 9М28Ф, т.е. ракеты с одной боевой частью. Только они могут дать в точке падения одиночный взрыв. Стало быть, все же "грады"? Увы, нет. Я полагаю, что никаких "градов" в тот день, 13 января 2015 года, вообще не было. И вот почему.

Неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф на дальности до 15 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 2270 мм; масса — 56,5 кг ; масса головной части — 21,0 кг; кол-во поражающих элементов — 2440 осколков корпуса по 3 г каждый и 1000 готовых по 5,5 г;

Вот скажите мне, по вот этой фотографии похоже, что не далее чем в десяти (а на мой взгляд даже ближе, если судить по видео) метрах от автобуса взорвалась БЧ от 9М28Ф, имеющая 3440 предготовых поражающих элементов весом от 3 до 5,5 гр.?



Лично я на этом фото насчитал всего менее 50 пробоин, из которых под дырки от тяжелых осколков подходят лишь около 12. Подчеркиваю, в восьми метрах от точки, из которой во все стороны разлетелось 3440 только одних лишь крупных и тяжелых осколков!

Знаете, как должен выглядеть такой автобус, в случае если бы он попал под удар 9М28Ф? Вот так, смотрим фото.



Изрешеченным в хлам и неизбежно загоревшимся, так как плотность поражающих элементов превращает в фарш все трубопроводы и топливную систему. А так как осколки чрезвычайно горячие, то происходит воспламенение топлива. Кстати, это тоже один из специально созданных поражающих эффектов для работы боеприпасов РСЗО по легкобронированной и небронированной технике. За счет плотности поражения вызвать ее самовоспламенение (топливо, смазочные масла и т.п.). А в Волновахе автобус не то что не сгорел или даже не загорелся. Он вообще остался почти целым механически.

Но самое главное даже не это. На фото на переднем плане хорошо видна труба, торчащая из земли. Это остатки ракеты РСЗО. Даже с фугасной БЧ ракета вовсе не разметается в пыль. Большая ее часть сохраняется. Либо в виде вот таких труб, торчащих из земли, либо в виде мятых труб, валяющихся рядом, как на следующем фото.



Таким образом, будь там обстрел именно "градами" то подобных железяк там должно было валяться куча. Что позволило бы бойцам гарнизона блокпоста в Волновахе притащить на телекамеры хотя бы пару и тем самым неопровержимо доказать - обстрел велся "градами" и ничем иным. Но вместо этого они лишь говорят об этом и... и пытаются фальсифицировать доказательства. Почему я так думаю? А вот почему.

Еще раз смотрим уже приводившийся выше ролик, где показано место взрыва якобы града.
http://www.youtube.com/watch?v=QwsMwwQvlNg



Особенно внимательно с 1:02. Оператор крупным планом показывает место взрыва. Ни тебе торчащей из земли трубы остатков двигателя. Ни тебе даже сколько-нибудь серьезной воронки от подрыва боевой части 9М28Ф масса которой составляет 21 кг. А теперь смотрим другое видео. Уже снятое для украинского телеканала.

http://www.youtube.com/watch?v=7QxMvU4A_p8



Особо обращаем внимание на 1:17 по таймингу ролика. Нам показывают якобы то же самое место. Правда, оно почему-то расположено не там, где на первом, во-вторых, тут уже видна такая аккуратная круглая дырка в земле. Я бы конечно согласился с подобной трактовкой. Торчала труба. Бойцы ее аккуратно вытащили. Вот отверстие и выглядит, как новое. Но мне становится непонятным, почему сразу после инцидента оператор, снимавший предыдущий ролик, не показал эту трубу, которая должна была минимум на метр торчать из земли? По мне так все просто. Потому что тогда никакой трубы и никакой дырки еще не существовало в природе. А так как бойцы ВСУ не продемонстрировали остатки ракеты, которые они из этой дыры вытащили, то значит ее у них тоже не было. И даже потом, когда на место приехала комиссия ОБСЕ, никаких остатков от ракет РСЗО БМ-21 "Град", ни возле автобуса, ни возле блока, ни даже на том поле, где камера зафиксировала разрывы, не было тоже. Хотя они должны были бы быть просто из физики и механики "работы" "градовских" ракет.

2444651

Между прочим, отсутствие элементов ракет на том обстрелянном поле (а там точно мин нет, значит не составляло труда там пройтись и посмотреть вблизи, что самим солдатам ВСУ, что наблюдателям ОБСЕ, не ходили, потому что знали, что ничего там не найдут, нельзя найти того, чего изначально там нет) наводит на мысль о том, что и те взрывы к 9М28Ф не принадлежали. В кадре обычный обстрел ствольной (!) артиллерии среднего (от 122 до 152 мм) калибра. Для более крупной, вроде 203-мм 2С7, которая у ВСУ есть, одновременных или близких по времени выстрела, разрывов слишком много для имеющегося у Украины парка САУ 2С7 (в строю всего 3 или 4 машины, ибо было 6, но потом сообщалось о потерях). Также их слишком много для беглого огня имеющихся у ВСУ 3 или 4 орудий. Скорострельность 2С7 составляет 2 выстрела за 3 минуты... Чтобы создать такое количество одновременных разрывов, необходима стрельба не менее дивизиона (т.е. двух батарей по 6 машин) 2С7. Причем, явно больше, чем одного дивизиона. В общем, это либо артиллерия среднего калибра в режиме беглого огня, либо минометы крупного калибра. В любом случае - ствольная артиллерия, а не РСЗО.

Кстати, на мысль о подлоге наводит и ряд других фактов. Вот смотрите. Самое массовое фото того злополучного автобуса.



А вот еще одно фото того же автобуса, но сильно менее распространенное в сети. Смотрим.



Что мы видим? Одно из двух, или это были два разных автобуса, или... На втором фото борт имеет значительно меньше повреждений. Причем, что любопытно, крупные дырки на месте, а вот кучи мелких, пулевых, нет. Пострадавший автобус кто-то пробовал отремонтировать, но сумел заделать только мелкие дырки? Сомневаюсь. Что тогда? Вот мне почему-то кажется, что эти фотографии стоят не в том порядке. Та, которая выше, снята явно позже той, которая ниже. Чтобы бы там ни случилось с автобусом, похоже, что после окончания активных действий по вытаскиваюнию выживших, эти три бойца снялись "на память", не думая ни о чем. Да и о чем тут думать? Война. Будни. Но позднее кто-то другой целенаправленно добавил дырок в борту из стрелкового оружия. Именно целенаправленно, так как случайно такое вряд ли возможно. Тем более, так плотно, в квадрат метр на метр. Чтобы было более похоже на заявленную версию с "градом".

Кстати, сделали это явно еще днем 13 января, ибо обе представленных кадра сделаны в дневное время, но еще вечером 13-го, уже в темноте и с внешней подсветкой (вероятно фарами или фонарями) извлечение тел еще продолжалось, но борт уже был изрешечен мелкими дырками.



А миссии ОБСЕ показали вероятно ту самую, красивую "круглую" дырку в земле со словами - вот воронка от "града". Смотрите сами, куда она наклонена, а значит "откуда прилетел снаряд". Для того и дырок дополнительных наделали в автобусе. Иначе те несколько имевшихся никак не могли сойти за последствия взрыва БЧ с 3,5 тыс. предготовых убойных элементов.

Хотя сам взрыв возле автобуса действительно был. Это можно увидеть с записи видеорегистратора машины, стоявшей в тот день в очереди на пропуск к тому злополучному блокпосту под Волновахой. Смотрим. Особое внимание на 6-й секунде по таймингу ролика.

http://www.youtube.com/watch?v=8LtO8wBwJpw



Взрыв был, но по его характеру и последствиям он:

- во-первых был маломощным (по мощности использованного взрывчатого вещества). Никак не соответствующий ни БЧ РСЗО, ни артиллерийскому снаряду. В противном случае, грубо говоря, весь борт автобуса был бы смят внутрь ударной волной и целых стекол в нем бы не осталось точно. А борт цел. В том смысле, что не вмят в сторону, противоположную взрыву. И стекла тоже явно разбивали уже потом, когда лезли вытаскивать тела из салона.

- во-вторых, взрыв имел узкий сектор поражения. Это видно по разбросу крупных дырок в борту, (если стоять лицом к борту и спиной к точке взрыва) от задней двери слева до дырки между бампером и передним колесом справа. Причем основное количество крупных дырок находится достаточно высоко. Начинаются где-то на уровне метра от земли и заканчиваются практически в скате крыши над окнами. Это видно на фото. Четкий такой конус.



Из всех применяющихся на той войне штатных боеприпасов указанной картине соответствуют только противопехотные мины направленного действия. Например серии МОН (МОН-50, МОН-100, МОН-200) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%9E%D0%9D-50

Какие именно МОНки там стояли, мне не известно, но то, что вокруг блокпоста были установлены минные поля - известно доподлинно. Вот фото.



Установка подобного минного поля вполне логична и с военной точки зрения обоснованна. Гарнизон блока невелик. В случае атаки с нескольких направлений долго он не продержится. Чтобы исключить этот фактор, вокруг следует поставить оборонительное минное поле. Оставив свободными лишь пару заранее известных "узких" направлений. В частности - дорогу, по полотну которой может двигаться транспорт. По этой же логике, для экономии дефицитных и относительно дорогих мин направленного действия, основную часть минного поля устанавливают обычно обычными дешевыми минами нажимного действия или даже растяжками из ручных гранат (если характер местности позволяет). А вот по обочинам дороги, т.е. того коридора, по которому противник, в случае атаки, всеми силами и попрет, всегда устанавливается управляемое минное поле. Причем обязательно с элементами направленного взрыва. Чтобы создать максимальное огневое воздействие и нанести атакующим как можно большие потери.

Ставится МОН примерно вот так, смотрим видео (особое внимание с 50-й секунды по таймингу ролика)
http://www.youtube.com/watch?v=Apz2dhGUX-Q



А работает МОНка примерно вот так, смотрим еще одно видео:
http://www.youtube.com/watch?v=QiOtM4gh9Ok



Особое внимание на 19-ю секунду по таймингу ролика. Смотрим на размер и характер взрыва МОН-50. Основные моменты: мало дыма и большой "пузырь" огненной вспышки. Теперь смотрим на то, как выглядели взрыва в поле от якобы "ракет града" и то, как выглядела вспышка взрыва возле автобуса на видеорегистраторе. Сравниваем. Полагаю, чем бы там ни стреляли по полю, возле автобуса взорвалось нечто совершенно точно иное. И больше всего, по совокупности факторов, оно похоже как раз на мину типа МОН (или чему-то ей близко аналогичному, например, американскую мину М18А1 "Клеймор"). И та и другая работают по одному и тому же принципу.



В передней части, той, на которой написано "к противнику", располагаются готовые поражающие элементы. Чаще всего в виде таких цилиндриков, залитых в легко разрушимый компаунд.



Итого складываем мозаику. Никаких "градов" там не было. Ни ВСН, ни ВСУ, ни каких-либо еще. Обстрел поля велся чем-то ствольным, калибром до 152 мм. Вероятно даже меньше. При этом, указанный обстрел к случившемуся с автобусом никакого отношения не имеет. Это два совершенно различных события. Автобус попал под взрыв противопехотной мины направленного действия. И стояла она вот здесь:

B7QqsCkCMAAP1lB

Кстати, обратите внимание на вертикальный деревянный столбик, вбитый на обочине между деревом и спиной солдата. Это маркер. Огневые мешки на основе управляемых минно-взрывных заграждений чрезвычайно эффективны, но имеют один существенный недостаток. Чтобы все сработало "как надо" мину надо порывать строго тогда, когда цель находится в зоне поражения. Не раньше и не позже. А как ты этой поймешь, если до этого места 20 - 30 метров и вокруг еще кипит активный бой? Вот для этого и устанавливаются любого рода маркеры. Какой-нибудь приметный валун. Куча мусора. Или такой вот столбик. Чтобы одновременно и видно хорошо для подрывника, и для противника с местностью сливалось. Мало ли что там за столбик. Их таких всяких похожих на дороге вагон и маленькая тележка.

Почему сработала эта мина - мы сейчас уже наверняка точно не узнаем. Короткое замыкание. Случайное нажатие на пульте. Что угодно. Главное в том, что это не было никакой специальной акцией. Просто, когда вокруг много взведенного "железа", оно рано или поздно бабахает даже само. Такова уж подлая суть любой войны. Имел место быть совершенно типичный на войне несчастный случай. Случайный самоподрыв мины направленного действия в крайне неудачный момент.

Дальше все пошло по обычной в любой армии схеме. ЧП такого масштаба скрыть невозможно. Слишком много жертв. Слишком много свидетелей. Начинается импровизация на ходу. По этому результат вышел столь топорным. Чай не гении маскировки планомерно работали, а сильно перепуганные бойцы и офицеры гарнизона блокпоста. Ибо фиг его знает, чем все может закончиться. Ведь могут приехать прокурорские и в два счета сделать крайним, показательно посадить. В тюрьму очень не хочется. Значит надо все как-то замаскировать. Тем более, там вдали что-то бабахало. Теоретически не исключено, что это стреляла артиллерия ВСН. Ведь, по большому счету, могла же именно она там стрелять?! Значит так и рассказываем. Это были "грады" сепаратистов! Они обстреляли блокпост в момент когда к нему приближался этот злополучный автобус. А чтобы очевидность срабатывания МОНкой не так бросалась в глаза, постреляли в автобус из стрелкового оружия, для увеличения числа дырок в борту.

Потом все пошло и поехало. Не берусь судить, поняли ли это приезжавшие потом туда всякие украинские следователи да эксперты, но даже если понял, то задумались. С одной стороны явное ЧП. Надо наказывать своих бойцов и офицеров. Но это автоматически повлечет за собой негативный пиар украинской армии и всего этого АТО. Вариант как бы юридически правильный, но политически совершенно ошибочный. Им там только такой вот политической плюхи не хватало! С другой стороны.... обстрел был? Был! Не важно чей. Всегда можно заявить, что это лично Путин там за гаубицами стоял или Лавров кнопку пуска ракет нажимал. На Украине прессе и не такой бред скармливают. И ничего. Нормально прокатывает. Значит жертвы списываем на сепаратистов! Картина кровавая, хорошо зайдет. Сепаратисты конечно не поведутся, но их мнение там никому не интересно. Версия необходима прежде всего для собственного свидомого населения и для западной общественности. И те и другие в подобную лажу поверят легко.

Подумали, взвесили, почесали репу... и пошла в эфир именно вторая версия.

И никто не подумал с того дерева, толстый ствол которого виднеется самую малость левее линии от мины до автобуса, хоть как-нибудь кору стесать, да ветки поломать. Ведь ни то, ни другое на нем не могло уцелеть в столь нетронутом виде после взрыва, согласно легенде, 20-килограммовой БЧ от 9М28Ф всего метре от ствола...


Tags: ДНР, Новороссия, Украина, анализ, гражданская война на Украине, происшествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments