alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Возвращаясь к сбитому "Боингу"



Вся эта история с "Боингом" с самого начала очень мутная. Совершенно очевидно, речь ни в коем случае не идет о каком-то несчастном случае. Хотя бы потому, что к моменту инцидента маршруты пролета гражданской авиации уже были сдвинуты в сторону таким образом, чтобы пассажирские борта даже на больших высотах над зоной боевых действий не оказывались. Малазийский "Боинг", согласно полетному заданию, также над тем местом двигаться не собирался. Говорить об ошибке бортового навигационного оборудования невозможно. До самого последнего момента этот самолет отражался на радарах воздушной обстановки службы управления воздушным движением. Так что, даже если бы "поломался бортовой компАс" самого самолета, то с земли его бы немедленно поправили, так как связь с землей у "Боинга" работала штатно. Это факт уже доподлинно подтвержден. Так что вывод однозначен: самолет специально завели в небо над Донецкой областью. А так как на этом этапе полета его движением управляли украинские операторы, то кроме них, это сделать было некому. От слова - совсем.

Также не состоятельная версия поражения самолета наземным зенитно-ракетным комплексом "Бук". По одной простой причине - кроме ВС Украины, на всей территории, размер которой определяется радиусом досягаемости "Бука" с центром в точке поражения этого "Боинга" ничьих зенитно-ракетных батарей (!) не было. Подчеркиваю - батарей. Речь даже не о том, что захваченная ополчением пусковая установка ЗРК "Бук" была неисправна, что тоже однозначно доказано. Причем подтверждено даже украинской стороной. Нюанс в том, что для поражения цели необходима работа всего комплекса зенитной батареи, начиная от радарной системы "Купол". Как конкретно "стреляет батарея "Бук" я уже рассказывал ранее (почитать можно тут, тут и тут). Это значит, что даже если ополченцы сумели захваченную ПУ починить и в боевую готовность привести, даже если бы оно где-нибудь раздобыло сами зенитные ракеты и сумело грамотно установить их на ПУ, и даже если бы среди ополчения нашлись операторы, обученные методике обращения с ПУ ЗРК "Бук", без данных целеуказания радара "Купол" они бы все равно не могли попасть в "Боинг" даже теоретически. Следовательно, такая возможность была только у войск ПВО Украины.

Повторяю, если это был "Бук". Что, согласно имеющимся данным анализа обломков, совершенно не факт. В общем, на этом можно бы было и остановиться, но российский телеканал "Россия24" выпустил в эфир новую версию анализа происшествия на базе некоего нового спутникового фото, якобы полученного из какого-то неустановленного источника. Само фото можно рассмотреть в самом начале этой статьи. А его анализ, произведенный первым вице-президентом Российского союза инженеров Иваном Анатольевичем Андриевским, можно (и нужно) посмотреть и послушать тут:

http://www.youtube.com/watch?v=vzsGHetq1dg


Я не считаю нужным разбирать вопрос - можно или нельзя сделать такое фото со спутника, не является ли оно обычным монтажом фотографий из Google. На сей счет лучше всего почитать в блоге у Евгения Шульца. На мой взгляд, вопрос про Google и "почему Су-27, а не Су-25 или МиГ-29" раскрыт убедительно и окончательно. Меня интересует несколько иной вопрос: а та ли это ракета? И вот почему:

Давайте попробуем реконструировать сам сбитый "Боинг" чтобы понять, хотя бы в общих чертах, характер полученных им повреждений. Конечно такое значительно удобнее делать по методике IATA (Международной Ассоциации Воздушного Транспорта, штаб-квартира - г. Монреаль). Т.е. собрать все физические обломки и разложить их, как паззл, на ровном полу какого-нибудь достаточно большого ангара. Но, как говорится, за неимением гербовой, пишем на обычной. Как ни странно, "кое-что" доступно и для обычного пользователя компьютера.

Изначально самолет выглядел так.

Левый борт.


Фото передней части.


Правый борт. Он такой же, как левый, но методичность требует.


Теперь внимательно пересматриваем все доступные фотографии обломков и пытаемся понять, какие части самолета на них изображены, а также обратить внимание на характер имеющихся на них повреждений.

Совершенно очевидно, что вот это киль.





Он целый. Вероятнее всего его оторвало от фюзеляжа или во время удара самолета о землю или когда шел процесс разрушения в воздухе. Впрочем, это не так важно. Куда существеннее другое - следов от повреждения какими-нибудь поражающими элементами от чего угодно, пулеметов, пушек или ракет на нем не наблюдается. Значит сектор кормовых углов верхней полусферы можно исключить. Идем дальше.

Вот это элемент хвостовой части правого борта. Судя по его состоянию, он оторван от самолета либо в результате удара о землю, либо в процессе разрушения конструкции в следствии потери фюзеляжем конструкционной прочности. Но признаков воздействия в этой части каких-либо поражающих элементов оружия любого вида нет.



Как минимум, это означает, что с кормовых углов правого борта нижней полусферы на самолет ничего не воздействовало.

Вот это фрагмент обшивки хвостовой части правого борта, между пассажирской дверью правого борта и рулем высоты правого борта. Он снова целый. Его оторвало целиком, но ничем не пробивало. Отверстий любого типа нет. Получается, по правому борту с задней полусферы и с заднего направления верхней полусферы фюзеляж самолета повреждений не получал. Ни пулеметных, ни пушечных, ни ракетных, никаких.



Не смотря на то, что фотографий элементов хвостовой части левого борта в сети нет (по крайней мере, я их не нашел), размеры самой хвостовой части позволяют сделать вывод, что слева по ней тоже не стреляли. Смертельный для "Боинга" удар пришелся в какое-то иное место.

Впрочем, вот этот элемент очень похож на фрагмент хвостовой части левого борта ниже руля высоты левого борта. И дырок от попаданий он не имеет. Его оторвало уже точно во время удара о землю, если судить по характеру деформации. Так что версия атаки сзади отпадает окончательно.



Вот фрагмент первой пассажирской двери правого борта. Это подтверждается взаимным расположением иллюминаторов. Возле следующей двери они расположены иначе.



Вот фрагмент правого борта между первой и второй пассажирской дверью. И снова целый.



Причем, он довольно большой, что позволяет судить о состоянии и верхней части фюзеляжа на этом его участке.



Вот еще фрагмент. Судя по всему, верхней половины центральной части фюзеляжа по правому борту. На нем мы впервые замечаем два подозрительных отверстия. Чем они нанесены - непонятно. Но кое какие выводы сделать можно. Во-первых, края дырок отогнуты наружу. Во-вторых, они имеют большие размеры и разную форму. Следовательно, то, что их проделало, двигалось с лева на право и правый борт пробивало изнутри наружу, а не наоборот. Учитывая место расположения этого фрагмента на фюзеляже, поражающие элементы ракеты любого типа или пушечно-пулеметный огонь исключается. Отверстия слишком большие и слишком разные по размеру и форме. Кроме того, и в то и в другом случае их должно было бы быть больше. Позднее мы увидим - почему. Так что единственный вывод - эти дырки сделали собственные обломки фюзеляжа в процессе его разрушения, а не поражающие элементы оружия, запустившие этот процесс.



Других внятных фрагментов центральной и хвостовой части самолета найти не удалось. Некоторое количество фотографий обломков существует, но без специальных знаний соотнести их с конкретной частью фюзеляжа не представляется возможным. Однако и этого достаточно для, как мне кажется, безоговорочно однозначного вывода: то, что сбило малазийский "Боинг" ударило четко в переднюю часть, в район пилотской кабины. И это можно доказать по имеющимся фотографиям.

Кроме всех прочих был найден и заснят вот этот обломок.



Специалисты нашли точное место фюзеляжа, на котором эта обшивка находилась.



И есть вот это фото. Законцовка левого крыла.



Очень внимательно смотрим на направление клиновидных повреждений. Они совершенно точно - пушечные. Широкая часть клина указывает на направление, откуда прилетел поражающий элемент.



Ориентация технической надписи на поверхности крыла позволяет точно понять, где у этого элемента "верх" (или перед), а где "низ" (или зад). Из этого можно точно определить, что поражающие элементы пришли в крыло спереди, под углом к продольной оси самолета справа налево. Примерно вот так.



Плюс к тому, по степени промятия обшивки в точках вхождения поражающих элементов в крыло, можно сделать вывод, что начиналась очередь примерно на той же высоте, на которой летел сам "Боинг". Это значит, что выпустить ее мог только другой самолет, причем он находился справа от цели, сближался с ней и пересекал ее курс справа налево... Поражение ствольным оружием с земли совершенно точно исключается.

Итого что получаем из сложившейся картины? Прибавим сюда два факта, которых по фото не видно, но о которых убедительно говорит Иван Андриевский. Мы сами установили, что "Боинг" совершенно точно был атакован из передней полусферы. Причем практически все поражения пришлись на очень небольшой фрагмент фюзеляжа, который занимает пилотская кабина. При попадании чем-либо вроде "Бука" подобная хирургическая точность невозможна. Так что даже украинские зенитчики совершенно определенно отпадают. При этом поражения пилотской кабины оказались на столько велики, что она отделилась от остального фюзеляжа еще на большой высоте, почти на высоте полета самолета, и дальше падала самостоятельно. Сделать такое только пушечным огнем технически невозможно. Так что словам Андриевского на счет наличия двух видов поражающих воздействий можно верить.

Другой вопрос - как именно все должно было произойти, чтобы совпасть с той картиной, которая сложилась из обломков? Все, что я скажу дальше, является только моими личными предположениями, а не безусловно доказанными фактами. Это чтобы сразу исключить обвинения во лжи. Однако в той картине, которая у меня получилась, лично я убежден.

Малазийский гражданский "Боинг" был сбит самолетом-истребителем. Одним или парой - сказать невозможно. Но что это был истребитель - точно. Тот или не тот, что на самом первом фото, присланном неким доброхотом, сказать невозможно. Но что это была не та ракета, пуск которой запечатлен на картинке - точно. Атакующий Су-27 находится справа и заметно сзади от цели. Даже если речь идет о высокоточной ЗУР лазерного наведения, бортовая система Су-27 не могла указать ракете точку попадания точно в пилотскую кабину. Да и ракеты обычно сбивают цели не прямым попаданием собой в самолет, а путем подрыва боевой части с некоторым упреждением. Случись такое, первая пассажирская дверь правого борта не могла бы остаться целой. Я имею в виду обширный фрагмент обшивки с этой части фюзеляжа, представленный выше. И другие части правого борта - тоже.

Так что сбила гражданский авиалайнер конечно авиационная ЗУР малой дальности, но не та, что на фоте. Другая. Ее запустили скорее всего с траверса правого или левого борта, но точно с травеса и точно стреляли вдогон. Как известно, пилоты что-то успели сказать в эфир до того, как "Боинг" начал резко терять высоту, но потом связь с землей прервалась. Это значит, что ЗУР достаточно серьезно повредила пилотскую кабину, но экипаж еще был жив. Ранен или нет - сказать невозможно, но за живучесть самолета он боролся точно. Известно, что потеряв несколько километров высоты "Боинг" пытался выровняться и только потом начал падать в прямом смысле слова неуправляемо и разрушаясь в воздухе.

Можно предположить следующее. Истребитель стреляет по гражданскому самолету. Видит сход ЗУР и ее уверенное движение к цели. Дальше характерный взрыв. И "Боинг" начинает падать. Фюзеляж при этом цел. Иначе бы не произошло ничего из описанного ниже. На скорости в 600 км/ч корпус самолета на запчасти разбирается почти мгновенно. Истребитель летел явно быстрее "Боинга" (иначе атаковать "сбоку" воздушную цель просто невозможно, на равных скоростях атакуют только сзади, а там фюзеляж совершенно точно цел), потому, после пуска ракеты, он неизбежно проскакивает мимо "Боинга" вперед. На сколько фатально поражен гражданский лайнер еще непонятно. Он снижается, но снижается или уже неуправляемо падает - определить еще нельзя. По этому истребитель начинает разворот. Правый. Именно правый! Об этом однозначно говорит направление, с которого по "Боингу" пришлась пушечная очередь. Если бы разворот был левым, то траектория движения истребителя совершенно исключала его выход в ту точку, из которой фактически велась стрельба, оставившая представленные на фото повреждения на законцовке левого крыла. Закончив разворот пилот истребителя видит, что цель выравнивается и пытается стабилизировать полет. Не остается ничего другого, как дать кинжальную очередь из пушки, так как на наведение ЗУР уже не остается времени.

Надо сказать, что стрелял очень опытный пилот, имеющий квалификацию не ниже "пилот-снайпер". Выведи он свой истребитель на линию атаки под углом хотя бы на долю градуса выше или ниже реального, мы бы никогда не узнали, что по "Боингу" вообще кто-то из пушки стрелял. Кабина разрушилась на мелкие фрагменты, по которым такого вывода сделать было невозможно. Только отметины на законцовке левого крыла выдали правду.

В общем, в качестве вывода: та ЗУР, пуск которой запечатлен на фото, наиболее вероятно в цель не попала совсем. Либо не сработала и пролетела мимо. Был второй пуск. С этого самолета или с другого - сказать нельзя. Можно лишь предположить, что после промаха истребитель довернул правее, вышел практически на правый траверс "Боинга" и произвел пуск второй ЗУР. Тоже не очень удачный. Она кабину повредила, но к гарантированному сбитию авиалайнера не привела. Потому пришлось добивать из пушки. Почему "пилот-снайпер" и вдруг допустил аж два промаха? Мне кажется, потому, что с самого начала он имел очень жесткую задачу - не просто сбить "Боинг", а сделать это строго определенным образом, чтобы минимизировать всякие признаки характера поражения. Мы знаем, что лайнер должен был упасть на территории России и результат обязан был выглядеть так, чтобы его "сбил точно русский БУК". Наличие в обломках "неправильных следов", как говорили в моем детстве "полностью обсиренивали всю малину". И пилот истребителя с задачей справился. Доля градуса ошибки с направлением стрельбы - абсолютная случайность, от которой не застрахован ни один профессионал.

Такая вот получается итоговая картина.

В качестве послесловия:

Есть во всем этом один странный момент. Дело в том, что это фото, со стреляющим истребителем, возникло вовсе не два дня назад. Впервые в Интернет оно появилось еще 15 октября 2014 года, т.е. месяц назад. Но тогда, видимо, должного эффекта оно не произвело. Потому потребовалось его реактивация.

Ну и совсем постскриптум. Иван Анатольевич в одном из своих выводов ошибся. Истребитель никогда одновременно по одной и той же цели не пускает ракету и ведет огонь из бортовой пушки. Слишком велик риск повредить собственную ракету. Но это безусловно мелочи. Фото конечно же "не о том".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments