alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Операция по подъему БПК "Очаков". Подробности

Оригинал взят у twower в Операция по подъему БПК "Очаков". Подробности

Фото ©forums.airbase.ru
*****
Специалисты Черноморского флота провели уникальную операцию по подъёму большого противолодочного корабля «Очаков», затопленного во время событий «крымской весны».
Тогда, во время возвращения Крыма и Севастополя в Россию, черноморцы отправили на дно БПК и ещё три списанных водолазных судна, перекрыв судоходный фарватер озера Донузлав. В результате корабли Южной военно-морской базы ВМСУ потеряли возможность выйти в море. Уже не боевой корабль тем не менее принял участие в боевой операции и выполнил свою задачу. Немногим более часа потребовалось, чтобы затопить БПК, а вот операция по его подъёму обошлась в несколько месяцев упорного труда моряков, водолазов, судоремонтников, инженеров.

Технический проект подъёма корпуса БПК «Очаков» водоизмещением 8,5 тысячи тонн и длиной более 170 метров был разработан в сжатые сроки НИИ спасения и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
– Уникальность операции заключалась в том, что за последние 20 лет ничего, сравнимого по водоизмещению, российские военные моряки со дна не поднимали, – рассказывает начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Черноморского флота капитан 1 ранга Юрий Афанасенко.
БПК «Очаков» – третий по водоизмещению среди поднятых на Чёрном море военных кораблей. Ранее проводился подъём затонувшего после взрыва в 1916 году линкора-дредноута «Императрица Мария», полное водоизмещение которого составляло более 25 тысяч тонн. Линкор «Новороссийск», затонувший в 1955 году после взрыва, имел водоизмещение 29 100 тонн.

СПРАВКА
Для восстановления судоходства на основном судоходном фарватере озера Донузлав приказом командующего Черноморским флотом в марте был сформирован судоподъёмный отряд ЧФ, в состав которого на период работ вошли, в частности, три морских водолазных судна, два килекторных судна, плавучие краны, буксиры, пожарное судно, а также личный состав аварийно-спасательной партии. К выполнению задачи также привлекалось спасательное судно «Эпрон».

– Следует учесть, что и «Императрица Мария», и «Новороссийск» были находящимися в строю кораблями, причём получившими конкретно локализуемые повреждения, – отмечает начальник УПАСР. – При работе на «Очакове» нам пришлось иметь дело с кораблём, переведённым в разряд военного имущества. С него давно было демонтировано всё оборудование, в результате корпус корабля превратился в единый сосуд, коробку.
В подъёме «Императрицы Марии» участвовали значительные силы российского Военно-морского флота, были задействованы тысячи людей. Со всего Союза собирались специалисты для подъёма «Новороссийска». «Очаков» же удалось поднять только силами сформированного судоподъёмного отряда ЧФ, к выполнению работ не привлекались ни личный состав и средства других флотов, ни сторонние организации. Если учесть численность всех членов экипажей судов, участвовавших в операции, то общее число участников составило около 300 человек.

Фото ©forums.airbase.ru
Поскольку на дне помимо БПК «Очаков» лежали ещё три водолазных судна: «ВМ-232», «ВМ-413», «ВМ-416» общим водоизмещением более 1000 тонн, операцию по освобождению фарватера разбили на два этапа. В ходе первого, стартовавшего 28 марта, были подняты все три судна-«водолаза». Первый ВМ подняли в течение недели, на подъём каждого из двух остальных судов было потрачено не более двух суток. В ходе этого этапа личный состав приобретал навыки, решались технические вопросы, испытывалось оборудование. Эту работу нельзя было назвать лёгкой прогулкой, но всё же небольшие водолазные суда – не огромный «Очаков», который всё это время ждал специалистов.

Фото ©forums.airbase.ru
– БПК лежал на грунте на левом борту с креном 70 градусов, – поясняет начальник УПАСР. – Для того чтобы приступить к его подъёму, следовало сначала поставить корабль на ровный киль. Для решения этой задачи 7 июня начались подготовительные водолазные работы на корпусе «Очакова» для установки понтонов.
Было решено установить на правый борт корабля четыре 200-тонных понтона, а по левому борту завести два 400-тонных понтона. Затем по плану большие понтоны продувались воздухом, 200-тонные заполнялись водой, и таким образом создавался выкренивающий момент, который выравнивал корабль на грунте. Казалось бы, простой и эффективный план, однако только на установку понтонов специалистам отряда потребовалось около месяца. Во-первых, необходимо было наварить на корпус «Очакова» в строго рассчитанных точках 28 проушин для заведения понтонов. Во-вторых, надо было расчистить на корпусе от выступающих частей ровную площадку, чтобы избежать угрозы повреждения понтонов. Кроме того, специально изготавливались стропы для крепления понтонов, способные выдержать высокие нагрузки. Общий вес канатов для подъёма «Очакова» составил 23 тонны.

Фото ©forums.airbase.ru
После того как корпус корабля был поставлен на грунте на ровный киль, можно было приступать ко второй фазе – откачке воды из отсеков для придания положительной плавучести. Согласно первоначальному замыслу планировалось производить подъём затопленного корабля с носовой части. После того как в носовые отсеки завели рукава насосов, водолазы приступили к герметизации откачиваемого объёма. Две с половиной недели шли работы, но надёжно изолировать носовые отсеки не удавалось.

СПРАВКА
По итогам операции по восстановлению судоходства на основном судоходном фарватере озера Донузлав ряд её участников представлен к государственным наградам Российской Федерации, ведомственным знакам отличия Минобороны. Так, руководитель работ капитан 1 ранга Юрий Афанасенко представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный спасатель Российской Федерации», командир судоподъёмного отряда капитан 1 ранга Сергей Игнатов – к награждению именным холодным оружием, а начальники смен капитан 2 ранга Владимир Левин и капитан 3 ранга Андрей Маторин – к медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Фото ©forums.airbase.ru
– Корабль был просто как решето, – вспоминает Юрий Афанасенко. – Когда с «Очакова» демонтировали оборудование, остающиеся отверстия закрывали пластырями, которые со временем пришли в негодность. Нам приходилось их демонтировать, изготавливать новые пластыри и устанавливать их. И всё равно не удалось добиться полной герметизации – все цистерны корабля – топливные, водяные, балластные – были вскрыты, были сняты все крышки и клапаны. Пришлось изготавливать крышки и устанавливать их, но водолазы не везде могли пройти… К тому же на корабле имелись технологические вырезы между водонепроницаемыми отсеками, заглушки на тех из них, которые были ими закрыты, не были проварены до конца, многие заглушки были вырваны потоком воды при затоплении.
В итоге было принято решение герметизировать и откачивать воду из кормового 11-го отсека и восьмого ракетного погреба. На работы по герметизации ушло ещё около трёх недель. Трудились люди круглосуточно, в три смены по шесть часов: водолазные спуски для снятия замеров, изготовление необходимых элементов для герметизации, установка под водой заглушек. Спуски производили три водолазных поста, было задействовано 35 водолазов. Работали двойками – в захламлённых конструкциями отсеках необходимо страховать друг друга, кроме того, тяжёлые работы по установке заглушек и пластырей в одиночку выполнять очень сложно. Водолазы обследовали каждое затопленное помещение корабля. Всего было выполнено 1426 спусков, общая продолжительность работы под водой составила 1840 часов. Для герметизации корпуса было установлено 680 пластырей, закрыты все двери, люки, горловины.

Фото ©forums.airbase.ru
Несколько раз в работу вмешивалась непогода. Сильный ветер и большая волна 25 августа привели к тому, что с левого борта «Очакова» смыло около половины ранее установленных пластырей. Тем не менее удалось добиться приемлемой герметичности кормового отсека и начать его прокачку. Общая производительность используемых водоотливных средств составила около 4000 кубических метров в час. При работах на «Очакове» впервые были использованы гидравлические насосные станции ВСА-500 с производительностью до 500 кубометров в час.
– Новый насос зарекомендовал себя положительно, – рассказывает Юрий Афанасенко. - Был, конечно, ряд нюансов, например шланги не отвечали нашим требованиям. Обнаруженную проблему обрисовали представителю производства для дальнейшего устранения. В целом же техника доказала свою работоспособность. Имеющихся на Черноморском флоте сил и средств полностью хватило для решения поставленной задачи.
Прокачав около 30 тысяч тонн воды, отсек удалось осушить. Он придал корпусу дополнительную плавучесть и в итоге позволил вытащить верхнюю палубу над водой. На плав «Очаков» был поднят 3 сентября.

Фото ©forums.airbase.ru
– В ходе работ был выработан единый подход к проведению спасательных операций, – отмечает начальник УПАСР. – Полученный опыт обеспечит более эффективное использование спасательных средств в случае аварийных происшествий на море. Отмечу, что личный состав, принимавший участие в подготовке и проведении судоподъёмных работ, продемонстрировал высокий профессиональный уровень, самоотверженность и отвагу.

Фото ©forums.airbase.ru
*****

Tags: Россия, история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments