alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Categories:

Авианосец QUEEN ELIZABET как зеркало перспектив развития британского военного флота

Слова песни, - "Правь Британия морями", - как гимн страны сложились не красоты ради. На протяжении почти пяти сотен лет основой благосостояния и безопасности Великобритании является ее флот. Собственно, именно он то и сделал Британию действительно великой. Правда, за прошедшее время мир сильно изменился, что не могло не отразиться на составе, состоянии и взглядах на будущее Royal Navy.



Некогда самый могучий в мире, к концу ХХ века он сократился всего до трех авианосных групп, основанных на легких авианосцах R05 Invincible, R06 Illustrious и R07 Ark Royal, имеющих на борту всего по 12 вертолетов и 6 самолетов вертикального взлета. Т.е. они были скорее вертолетоносцами, чем авианосцами. Недостаточность собственной морской военной мощи стала внезапным неприятным открытием во время англо-аргентинского конфликта за Фолклендские (Мальвинские) острова в 1982 году.


Британский легкий авианосец R05 Invincible, 1990 год.

Его итогом стал кардинальный пересмотр всей военно-морской стратегии Великобритании и коренная реконструкция состава британского военного флота. Правда занял этот процесс долгие 12 лет. Однако в 2000 году морское министерство наконец приняло решение заменить "старые" авианосцы (Invincible был спущен на воду в 1977 году, Illustrious - 1978-м, Ark Royal - 81-м) на новый перспективный авианосец типа Queen Elizabet, в отличие от предшественников сразу спроектированный как полноценный авианосец, а не переделанный из легких крейсеров-вертолетоносцев, как Invincible. В сочетании с перспективным эскадренным миноносцем Тип 45 Daring, они должны были стать основой британской морской ударной мощи.


Эскадренным миноносец УРО Тип 45 Daring



Как это часто бывает, все шло хорошо, пока проект существовал на бумаге и продавливался через Парламент.

"Авианосцы, известные по кодовому названию CVF (Carrier Vessel Future, «Авианосец Будущего»), развернут наступательные силы и средства авиации в поддержку полного спектра будущих операций. Это будет Объединенная Авиагруппа (JFAG - Joint Force Air Group) которая, прежде всего состоит из сочетании перспективных многофункциональных истребителей (JCA - Joint Combat Aircraft) и Воздушной разведки на море (MASC - Maritime Airborne Surveillance and Control). JCA/MASC будет способна к действию при любых погодных условиях, днем и ночью, чтобы обеспечить авиационный удар, а так же противовоздушную оборону для авианосца и наступательную поддержку наземным войскам на берегу. "



"JFAG будет также осуществлять боевые действия с вертолетами и беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), что позволит осуществлять самые разнообразные задачи, включая противолодочную оборону/противокорабельные боевые действия, наступление и поддержку. Перспективный, малозаметный истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F35 (JSF) с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL - Short Take-Off and Vertical Landing) были отобраны, чтобы выполнять эту роль. Авианосцы также будут в состоянии осуществлять боевые действия со штурмовиками вертикального взлета и посадки GR9 Harriers."



Главными козырями являлись:

- авиагруппа Queen Elizabet состоит из 36 ударных самолетов плюс еще 4 самолета ДРЛО вместо 12 вертолетов и 6 самолетов на Invincible;
- автономностью по снабжению Queen Elizabet составит 6 недель вместо 3,5 у Invincible;
- по возможностям бортовой электроники и системы управления огнем новый корабль превосходит Invincible вдвое;
- по обитаемости и уровню комфорта экипажа новый авианосец превосходит предшественников на порядок;

Технические характеристики: водоизмещение 65600 т.; длинна 284 м.; ширина 73 м.; ширина по КВЛ 39 м.; высота 56 м.; осадка 11 м.; максимальная скорость 26 узлов; максимальная дальность хода 10 000 миль (11 узлов); автономность по топливу 292 суток; 40 летательных аппаратов; оборонительного вооружения изначально не планировалось, но конструкция предусматривала место под два контейнера вертикального пуска ЗУР Aster по 16 ракет в каждом.



Не смотря на базирование достаточно тяжелых самолетов Lockheed Martin F35, изначально авианосец проектировался как легкий, с трамплином в носовой части имеющий угол возвышения 13 градусов. Катапульта и аэрофинишеры не предусматривались. Палуба имеет три взлетные дорожки: две по 160 метров под F35 и одну на 260 метров для перспективных более тяжелых самолетов. В кормовой части еще предусмотрены две штатные точки для вертикальной посадки самолетов с вертикальным взлетом и вертолетов.

И все это "всего за 3,8 млрд ф.ст. (6,38 млрд дол) за две штуки! Не дешево конечно, но тогда, в конце 90-х, на волне победы в Холодной войне и ощущений в собственной экономической несокрушимости, даже звезды казались не так уж сильно "выше нас". Парламент утвердил программу строительства двух новых авианосцев: Queen Elizabet и Prince of Wales. Под это дело в 2003 году Invincible был переведен в резерв, в 2005-м исключен из списков флота, а в 2010-м отправлен на слом. 11 марта 2011 года был списан Ark Royal. В строю остался один Illustrious, но без авиационной группы, что превращало его скорее в учебный, чем в боевой корабль. Его тоже планировалось вывести из состава флота в 2014 году, но сейчас принято решение с этим делом повременить до вступления в строй Queen Elizabet.

Строительство Queen Elizabet началось в 2005 году. В декабре 2005 года Министерство обороны одобрило финансирование первого этапа строительство, который включает разработку детального проекта. В 2006 году проект получил одобрение Были распределены производственные мощности, участвующие в постройке: 60 % работы выполнят 4 английские верфи — верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций. В декабре 2008 года объявило сроки окончания строительства - 2014 и 2016 год соответственно.



Но дальше, как это обычно бывает, цены стали расти. Сначала расходы выросли на 25%. Позднее превышение достигло 1,65 млрд. ф.ст., а затем возросла на 63% и достигла 6,2 млрд ф.ст. (10,4 млрд дол). Учитывая общие финансовые сложности Великобритании дело дошло до того, что сроки спуска кораблей на воду были сдвинуты на два года, до 2016 и 2018 года соответственно, а потом вообще было объявлено о возможном отказе от строительства Prince of Wales.



Причем, речь шла не только о возможности сэкономить примерно 8 млрд. ф.ст., но и из-за необходимости "что-то делать" со значительным подорожанием перспективных самолетов F35.



Ирония ситуации заключается в том, что спасла британский флот Россия! Обострение международных отношений и возрождение со стороны США лозунга "российской военной угрозы" снова изменило взгляд на вопрос целесообразности военных расходов страны. На счет отказа от строительства второго авианосца военное министерство сделало вид, что журналисты его слова просто не верно поняли. Флот продолжает оставаться основой безопасности и экономической мощи Великобритании в условиях роста всевозможных военных угроз. Два авианосца это не только огромные плавучие аэродромы, обеспечивающие авиационную поддержку флоту и военным частям британской армии на берегу. Одним фактом своего существования они позволяют предотвращать возникновение таких конфликтов. По этому работы должны быть даже ускорены. И их ускорили.



Торжественный спуск на воду Queen Elizabet состоялся 4 июля 2014 года. В церемонии приняло участие более 10 тыс. человек. Крестной матерью Queen Elizabet стала сама королева Великобритании Елизавета II. Согласно британской морской традиции она разбила о носовую часть корабля бутылку виски Islay.



Сейчас ведется достройка корабля у причальной стенки. Его освоение экипажем запланировано на май 2016 года, а выход новейшего авианосца на ходовые испытания назначен на октябрь 2016-го.



В случае их успешного окончания, в начале 2017 года R08 Queen Elizabet будет передана Королевскому флоту для проведения итоговых приемо-сдаточных испытаний и включения корабля боевой состав.



Однако программа реализуется не без сложностей. Lockheed Martin также сдвинула сроки готовности истребителей F-35. К 2016 году они не успевают и для палубных испытаний на авианосце машины будут переданы только в 2018 году. Учитывая, что освоение новой техники требует заметного времени, общая боеготовность авианосцем (самого корабля и его авиагруппы) может быть достигнута не ранее 2020 года.



А пока на освободившемся месте в доке верфи компании Вabcock Marine с ноября 2014 года должна начаться сборка второго корабля серии - R09 Prince of Wales, секции которого изготавливаются с 2011 года. Окончательно решение об использовании Prince of Wales в ВМС Великобритании будет принято британским правительством в 2015 году, но, вероятнее всего, второй корабль также будет введен в строй.

Примечательно, что к тому времени его скорее всего переименуют. Отправка в резерв авианосца R07 Ark Royal вызвала бурную дискуссию в британской прессе, так как имя "Ark Royal" имеет огромное историческое значение для всего британского флота в целом. До него, имя "Королевский ковчег" носили четыре боевых корабля. В том числе другой авианосец, участвовавший у уничтожении германского линкора "Бисмарк" во время Второй Мировой Войны. Говорят, дело дошло даже до слушаний в Парламенте. В настоящее время вопрос остается открытым. С одной стороны традиции преемственности овеянных славой имен боевых кораблей безусловно должны сохраняться. С другой - менять имя уже строящегося корабля для тех же британских традиций неслыханно. С третьей, по традиции славное имя обычно наследует корабль старшего или как минимум равного ранга. Имя героического эсминца может быть присвоено эсминцу, но ни в коем случае не наоборот. Нюанс в том, что появление в британском флоте хотя бы равных по классу новых кораблей на протяжении еще минимум тридцати лет не предвидится. В общем, прения на сей счет в Великобритании идут весьма жаркие. Каким получится финальное решение станет известно в момент закладки корпуса на стапеле. По международной морской традиции именно тогда в конструкцию киля монтируется табличка с именем будущего корабля. Пока во всех сообщениях второй авианосец продолжает проходить под прежним именем Prince of Wales (Принц Уэльский).



Вся эта история весьма примечательна. Дело даже не в самих финансовых перипетиях программы строительства. В той или иной степени денег на корабли в Британии не хватало всегда. Даже во времена самого расцвета британского военного и экономического могущества. Однако впервые британский флот продемонстрировал столь наглядно, что он подошел к пределу финансовой мощи государства.


Шлем пилота F35

Мало того, что основным оружием корабля, составляющего основу всей боевой мощи военного флота Великобритании станут самолеты иностранного, не британского производства. Хотя и это уже само по себе событие знаковое. До этого момента на британских кораблях были только британские пушки и британские самолеты. Куда важнее тот факт, что, выбирая себе самолеты, Королевский флот отказался в практически безвыходной ситуации. Изначально проект разрабатывался под модификацию F35B с вертикальным и/или укороченным взлетом. Корпус корабля не оборудовался катапультой и аэрофинишерами, но в носу имел взлетный трамплин. А теперь ее не будет. Пентагон сделал ставку на модификацию F35C с обычным взлетом по традиционной схеме с катапультой. Судя по тому, что спустили Queen Elizabet на воду с трамплином, до последнего момента вероятность получения машин модификации "В" сохранялась. Теперь - непонятно. Если информация о планах корпорации Lockheed Martin относительно перспектив программы Lightning II, в рамках которой создавалась платформа F35, подтвердится, то уже спущенный на воду корпус авианосца придется кардинально переделывать. Впрочем, что-то такое допускают и сами британцы. Во всяком случае разговоры о перспективных конструкциях электромагнитной катапульты для Queen Elizabet уже ведутся активно. А также о возможном размере цены, которую придется за переделку заплатить. Не столько финансовой, хотя она также, как говорится, бухгалтерию не радует, сколько в виде снижения боевых возможностей всего авианосца в целом. Новое дополнительное оборудование потребует много места, что может привести к уменьшению размера ангарной палубы, тем самым сократив количество находящихся на борту летательных аппаратов с текущих сорока до тридцати.

В любом случае Великобритания из большой военно-морской гонки тихой сапой выбывает. Остаются только США, которые в ней все еще лидеры. Как надолго - покажет время. Но им на пятки снова наступает Россия и в гонку активно включился Китай.


Источники:
1. http://tech-life.org/arms/163-aircraft-carriers-queen-elizabeth-class
2. http://worldweapon.ru/flot/invis.php
3. http://www.defensenews.com/article/20140905/DEFREG01/309050019/Cameron-UK-Will-Operate-2-Aircraft-Carriers
4. http://forums.airbase.ru/2014/09/t85715,9--avianostsy-tipa-queen-elizabeth-cvf-vms-velikobritanii.5698.html
5. http://factmil.com/publ/strana/velikobritanija/voenno_morskie_sily_velikobritanii_sostojanie_i_perspektivy_razvitija_2011/9-1-0-212
6. http://bastion-karpenko.ru/queen-elizabeth/
7. http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya-panorama/1167151
Tags: Великобритания, прогноз, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments