alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Бронехлам ценой в полтора миллиона долларов

Сегодня уже можно делать предварительные заключения о реальных боевых возможностях украинского бронетранспортера БТР-4 "Буцефал". Его разработка была начата Харьковским конструкторским бюро машиностроения еще в начале 2000-х годов и явилась первой, полностью собственной, украинской разработкой в данной области. Первый прототип был представлен широкой военной публике на выставке "Аеросвіт" в 2006.



Основное назначение - транспортировка мотострелкового отделения и обеспечение его огневой поддержки в бою в дневных и ночных условиях, в широком диапазоне температур (от -40 до +55 градусов по Цельсию), на любой местности, на дорогах с различным типом покрытия и вне их, а также в условиях применения оружия массового поражения.



Основных базовых отличий три:

1. Общая компоновка изменена по сравнению с классической "советской (позднее, российской) школой". Машина разделена на три отделения. Первое - отделение управления, место для водителя, стрелка и командира. В центре - многотопливный двигатель мощностью в 500 л.с., обеспечивающий максимальную скорость движения до 110 км/ч. Машина плавающая, на воде развивает скорость до 10 км/ч. В корме - десантное отделение. Между отделением управления и десантным отделением, через моторно-трансмиссионное идет проход, позволяющий свободно перемещаться между ними.



2. Десантное отделение позволяет, в максимальном варианте, разместить от 7 до 9 пехотинцев в полном полевом облачении. Вместо десанта в десантный отсек может быть установлены другие боевые модули. В том числе - тяжелого оружия. Сообщалось о проработке концепта самоходного миномета и эскизных работах по варианту истребителя танков со 105 - 120 мм орудием. Однако кроме общих прикидок, судя по всему, дело дальше не пошло. Во всяком случае, ни на одной из международных или внутренних украинских выставок такой вариант представлен не был даже в виде массо-габаритного макета.

3. БТР разрабатывался под западные стандарты комфортабельности. В первую очередь - ориентируясь на уровень США. По этому на машину установили два кондиционера, систему подогрева при низких температурах и много прочего оборудования.

Украина активно продвигала БТР-4 "Буцефал" на международном рынке оружия. В частности компания «Укрспецэкспорт» в рамках самой масштабной оружейной выставки «IDEX-2013», проведенной в Объединенных Арабских Эмиратах в январе 2013 года.



Не смотря на то, что корпус БТР-4 сварен из обычной катаной гомогенной брони, украинская реклама утверждала, что машина для пехотного оружия практически неуязвима. "Убить" ее может только управляемого ракетное оружие или авиация.



Предусмотрена установка одного из четырех основных варианта вооружения:

Боевой модуль «Гром» — 1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемёт, 1 × 30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.



Боевой модуль «Шквал» — 1 × 30-мм автоматическая пушка, 1 × 7,62-мм пулемёт, 4 × ПТУР «Барьер» либо 2 х ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.



Боевой модуль БАУ-23 — 2 × 23-мм автоматические пушки и 1 × 7,62-мм пулемёт.



Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1 × 30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1 × 30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1 × 7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.



На рынке оружия БТР-4 "Буцефал" позиционировался как идеальная машина для аэромобильных, штурмовых и специальных подразделений, а также для частей морской пехоты.

Известны следующие базовые модификации "Буцефала":

БТР-4А — вариант с двигателем Iveco + боевой модуль «Гром» (заказ МО Украины). Может быть укомплектован башней от БТР-80, БМП-1, БМП-2 или боевыми модулями БАУ 23х2, «Шквал», «Штурм». Возможна установка башни БМП-3 после доработки подбашенного листа.



БТР-4В — вариант с боевым модулем БМ-7 «Парус», силовой установкой с дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison» для несостоявшегося контракта с Македонией.

БТР-4Е — модификация линейного варианта с боевым модулем «Парус», разработанная для Ирака.

БТР-4МВ — модификация впервые была представлена в феврале 2013 года. Конструкция бронемашины претерпела следующие изменения по сравнению с базовой модификацией: новая форма корпуса в носовой части, отсутствуют бронестекла и боковые двери, посадка водителя и командира осуществляется через отдельные люки, в кормовой части установлена аппарель. Бронезащита обеспечивает баллистическую защиту третьего уровня по стандарту STANAG 4569. Броня корпуса выдерживает попадание пули 7,62×54 мм на дальности 30 метров, а в лобовой проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7×99 мм на дальности 30 метров.

Несомненным успехом украинского военпрома стало подписание контракта на поставку 420 машин (270 БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командных машин БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К и 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4) на общую сумму 457,5 млн. долл. США армии Ирака в 2009 году. Заказ оплачивали США. Контрактная цена одной БТР-4 составила 1,1 млн. долл. США.



Из них первая партия - 26 машин - была поставлена заказчику в марте 2011 года. Не обошлось без скандала с браком артиллерийского вооружения, который к 20 апреля завод сумел устранить и заказчик партию принял. Вторая партия - 62 шт. - оказалась отгруженной лишь в апреле 2012 года. Третья - 40 машин - в феврале 2013 года. Далее Ирак контракт разорвал и от остальных машин отказался. Во-первых, к этому времени контрактом предусматривалась отгрузка всех 420 машин, а не 128. Еще из заключения иракской комиссии: "...а сами БТР очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Во-вторых, качество продукции оказалось очень низким. К декабрю 2013 года 80% "Буцефалов" не могли эксплуатироваться из-за неудовлетворительного технического состояния.



После срыва "иракского контракта" завод долго не мог пристроить машину куда бы то ни было. Даже уже готовые и укомплектованные единицы. Но началась гражданская война и украинской армии срочно понадобилась бронетехника. Хотя формально БТР-4Е (в "иракской" комплектации) был принят на вооружение ВСУ еще 24 июля 2012 года, ни одной машины армия Украины не купила. Заказ на 154 машины из Минобороны пришел лишь 20 мая 2014 года, с началом активных боевых действий на юго-востоке страны. А уже имевшиеся на заводе 10 машин были торжественно переданы на вооружение вновь сформированной Национальной гвардии Украины. Сообщалось, что "в ближайшее время" завод еще поставит НГУ 48 машин. К этому времени цена этого БТР возросла до 1,5 млн. долл. США.

Первый боевой опыт БТР-4Е "Буцефал" приобрел в боях под Славянском в середине мая 2014 года.





И уже в 4 июня первый "Буцефал" попал на ремонтный завод...











Как можно увидеть на записи, "Буцефал" вполне себе пробивается из противотанковых ружей времен Великой Отечественной Войны. По пока не подтвержденным данным (фотографий пока нет), под обстрелом РСЗО он тоже вполне себе неплохо горит. В общем, как бронемашина для армии, воевать не собирающейся, БТР-4 "Буцефал" вполне себе годится. Если конечно за качеством сборки проследить. Но как оружие действительно для войны... очень так себе. Рассказы о его немеряной крутости оказались, скажем так, сильно преувеличены.
Tags: Украина, армия, бронетехника, бтр, интересно про оружие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments