alex_leshy (alex_leshy) wrote,
alex_leshy
alex_leshy

Category:

Мастер-класс: эпоксидные волны

Вообще есть несколько разных технологий получения имитации воды при моделировании. Попробую рассказать о наиболее часто применяемых. Отмечу сразу, это не единственная технология. Есть другие. В том числе более подходящие для имитации волн от движения катера или во время шторма. Однако создания эффекта стоячей воды представленный вариант весьма интересен. Мастер-класс "Эпоксидные волны" проводит Виктор Новиков, г. Иваново. Признанный мастер исторической миниатюры. Дальнейший рассказ о том, как он делал "воду" для вот этой диорамы "Мокрое место".



Представляю вашему вниманию один из способов имитации волн на поверхности водоема с помощью эпоксидной смолы. Способ является модификацией метода В.Демченко, описанного в статье «Имитация воды». В данной статье автор описывает метод изготовления волнистого рельефа воды путем отливки из эпоксидной смолы в алюминиевую форму в один этап. Отметим, что метод очень чувствителен к качеству изготовления литьевой формы (даже у самого Демченко не получилось с первого раза), а также требует большого количества смолы.

Предлагаемый мною способ отличается тем, что процесс формирования водной поверхности разбит на два этапа – предварительный (отливка черновой гипсовой формы) и финишный (формирование рельефа эпоксидной смолой уже непосредственно на гипсовой отливке). Таком способ, естественно, несколько удлиняет работу по времени, но зато обходится дешевле и вполне доступен не очень опытным моделистам. Итак, начинаем. Сразу оговорюсь, что писать буду по возможности подробно, так как статья адресована именно к начинающим моделистам.

Определяемся с размерами будущей диорамы. Я использую стандартные фоторамки.



Далее потребуется специальное приспособление – доска, с нанесенным ровным слоем пластилина толщиной около 5 мм и площадью, достаточной для выполнения требуемой отливки. На этой доске тупым концом кисти расчерчиваем в пластилине будущий рельеф воды.



Покрываем доску слоем тонкой пищевой алюминиевой фольги и пальцем прокатываем в ней сформированный на пластилине рельеф. Это позволяет сгладить рельеф, сделать его более реалистичным.



С помощью линеек, скрепленных пластилином, формируем ванну для гипсовой отливки по размерам будущей диорамы. Линейки следует притопить в пластилин, чтобы гипс не растекся.



Разводим гипс (алебастр) путем добавления и вымешивания малых порций порошка в воде до сметанообразного состояния. Воду можно предварительно подкрасить красителем (фото 5).



Например таким.



Полученный сметанообразный раствор заливаем в форму и ждем застывания. Я даю отливке сохнуть примерно сутки.



Итак, на следующий день имеем готовую отливку, которую закрепляем на рамке с помощью клея.



Например такого.



Предварительно в рамку надо вклеить вставку из 2 мм пластика в качестве дна будущей диорамы.



Красим ее акриловыми красками в цвета воды, которую мы желаем видеть на диораме. Я выбрал темно-коричневые и темно-зеленоватые оттенки, поскольку делаю основание для небольшого торфяного болотца. Даем краске высохнуть примерно сутки.



На следующий день тонким пластиком оформляем торцы будущей диорамы. В данном случае я использовал прозрачный пластик от какой-то упаковки.



Борта должны выступать над поверхностью на 3-5 мм минимум, чтобы сформировать ванну для заливки поверхности эпоксидной смолой.



Готовим эпоксидную смолу. Действуем по инструкции. Сперва подогреем больший сосуд со смолой на водяной бане до 40-50 градусов (но не более!), чтобы лучше текла.



Отливаем требуемое количество смолы в одноразовый стаканчик. Рассчитать это количество несложно. Слой смолы должен быть небольшим – 2-3 мм. Если размер основания как у меня 13х13 см, то объем будет таким 13х13х0.3 = 50 мл – четверть стакана. Далее добавляем в рекомендуемых пропорциях небольшими частями отвердитель, все тщательно перемешиваем. Для точной дозировки отвердителя удобно использовать шприц. Дадим немного отстояться составу, чтобы вышли основные пузырьки воздуха, а потом заливаем эпоксидкой поверхность основания.



Видно, что пузырьков еще довольно много. Выводим их зубочисткой. На это уйдет около получаса.



Следующий этап – собственно формирование рельефа. Очевидно, что эпоксидка растеклась ровным слоем.



Но рельеф легко восстановим, если мы наклоним основание под углом. Пока эпоксидка текучая, рельеф будет исчезать. Поэтому самое главное – не упустить момент начала ее застывания. Сколько времени пройдет до этого момента с начала приготовления состава зависит от количества добавленного отвердителя. Поэтому я рекомендую определять этот момент экспериментально. В моем случае эпоксидка стала схватываться через 2.5 часа.



Далее следует колдовать, наклоняя основание, минут 15-20 до тех пор, пока движение смолы не прекратиться.



Отмечу, что степенью наклона легко управлять глубиной рельефа, делая волны незначительными или наоборот заметными. Полное застывание происходит через сутки.



Итак, мы имеем заготовку с реалистичным рельефом воды для дальнейшей работы над диорамой. Трудоемкость метода в чистом времени четыре-пять часов, из которых три часа – это колдовство над застывающей эпоксидкой. К достоинствам метода можно отнести малое количество используемой смолы, высокую достоверность формируемого рельефа, поскольку он возникает при естественном волнообразном движении смолы в процессе ее застывания. И третий плюс. Если мы хотим просверлить в основании отверстие, например, для посадки тростника, сверлить приходится лишь тонкий слой смолы. Это позволяет существенно сэкономить на тонких сверлах при дальнейшей работе с диорамой. Данный метод был использован при работе с диорамой «Мокрое место». Сверление основания под камыш обошлось без потерь.

Сама диорама "Мокрое место" будет представлена в ближайших публикациях.
Tags: диорама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments