alex_leshy

Categories:

Практический смысл соглашения между Россией, Азербайджаном и Арменией

Подписание трехстороннего соглашения межу Москвой, Баку и Ереваном по  поводу создания совместной группы для разблокирования транспортных  связей и открытия границ, вне всяких сомнений является большим  геополитическим достижением России и наших партнеров.

Однако  некоторые источники начинают приписывать ему не совсем адекватные  перспективы. Мол, тем самым Москва не только обозначила свою ведущую  роль в делах Кавказского региона, она взяла под свой контроль кавказский  участок китайского проекта «Пояса и Пути», который дальше соединит с  собственным транспортным коридором «Север – Юг» и, опираясь на него, с  помощью Турции, вытеснит англосаксов из региона.

Хотя медийно картинка выглядит захватывающе, при ближайшем рассмотрении она более чем сомнительна. Причин - три.

Первая  - проблема с местной дорожной сетью. Она там слабая. Со времен Союза не  развивалась, только стагнировала. Да и в советские времена никто не  думал про возможный крупный объем экспорта. Украино-грузинский  эксперимент с альтернативной логистической линией «в обход России»  доказал это более чем убедительно.

Стало быть, создание там  «глобального транспортного коридора» требует огромных инвестиций, денег  на которые у кавказских республик нет. Западным инвесторам сунуться в  российские проекты не позволят американские санкции. Китаю за глаза  хватает уже прорубленных маршрутов через Среднюю Азию и Россию. А у  Москвы сейчас есть слишком много других проектов для масштабных  вложений.

Вторая - нам, да и не нам тоже, по этой вертикали  особенно нечего возить. В теории линия Север-Юг должна была соединить и  упростить логистику северо-западного (точнее северной части  центрального) промышленного района РФ с Индийским океаном для расширения  сбыта российских товаров на внутреннем рынке Индии. В 2008-2009 годах,  когда идея появилась, она в целом геополитическим условиям  соответствовала.

Сейчас обстановка кардинально изменилась.  Индийскую карту активно разыгрывают американцы. Из-за чего в голове  индийской правящей элиты все сильнее разгорается тяга к многовекторности  по белорусскому варианту. Под такой непостоянный рынок рисковать  вкладывать огромные деньги в строительство линии – не самая мудрая  мысль.

Третья – в текущих условиях, если нам хватит смелости  послать лесом американские санкции, вместо «Север – Юг» России лучше  развивать каспийский морской логистический кластер, замыкающийся на  Иран, нуждающийся в очень большом объеме самых разных товаров. Он  гораздо ближе и перспективнее, чем Индия. 

А Север-Юг стоит  рассматривать только в качестве сокращения транспортного плеча в Африку,  колонизацией которой Россия сейчас активно занялась (и правильно  сделала). Но пока это еще остается делом отдаленного будущего.

В  общем, улучшение логистики в Закавказье носит чисто локальный характер.  Оно решает очень важные, но сугубо региональные трансграничные проблемы.  А когда люди начинают больше общаться и больше торговать, им обычно  гораздо меньше хочется стрелять друг в друга. Что, безусловно очень  хорошо, и для отдельных людей, и для региона в целом.

Тут следует  отметить скорее другой важный момент. Соглашение конечно трехстороннее,  но по факту оно показывает, что времена вечных "братьев" заканчивается.  Российская политика становится прагматичной. Москва сегодня уже  предпочитает договариваться с наиболее адекватными, пусть даже и не  совсем "братьями".

Поэтому в этой трехсторонней конструкции на  самом деле все определяют Москва и Баку, а Ереван так, в качестве  пристяжной. И это как раз хорошо. А то мы слишком долго боялись случайно  обидеть бывших родственников по СССР, чем они без зазрения совести  часто пользовались в своих интересах.


Источник: РУССТРАТ 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded