Category:

Как получилось, что британский флот окончательно деградировал?

В своем нынешнем состоянии Королевский флот интересы Британии защитить неспособен.

Задержание Ираном двух британских танкеров в Ормузском проливе  показало, что некогда могучий флот Ее Величества не может обеспечить интересы Соединенного Королевства даже против страны третьего мира. И это вовсе не преувеличение. Такого мнения  официально придерживается действующий заместитель министра обороны  Тобиас Элвуд. Проблему нужно срочно решать, на что требуются  дополнительные деньги.

Понятное дело, алармистская позиция военного командования в первую  очередь вызвана желанием выбить из парламента дополнительные фонды.  Впрочем, такое у них происходило каждый раз после получения ощутимой  плюхи. И раньше эта тактика работала достаточно успешно. Однако сейчас  те времена окончательно ушли.

Последний раз британский лев показывал свое могущество на море 15  июня 1953 года на традиционной якорной стоянке Спитхэд в проливе Солент  между Портсмутом и островом Уайт. В честь восшествия на престол  Елизаветы Второй в морском параде приняли участие одновременно 200  вымпелов только основных классов и 300 самолетов морской авиации. Потом  началась череда утраты колоний, вместе с которыми Британия теряла как  смысл содержания большого флота, так и деньги его существование  оплачивать.

К настоящему моменту некогда имевший грозную репутацию Grand Fleet усох до 35 боевых кораблей. Всего. В том числе:  4 атомных стратегических подводных ракетоносца типа "Вэнгард"; 7  атомных ударных подлодок (4 относительно старых "Трафальгара" и 3  новейшие типа "Астьют", еще три "Астьюта" находятся в разных стадиях  постройки); 2 авианосца типа "Куин Элизабет"; 6 новых эсминцев Тип 45  "Дэринг"; 13 фрегатов Тип 23 "Дюк"; 1 десантный вертолетоносец "Оушен" и  2 быстроходных корабля-дока типа "Альбион". Все. Мелочь, вроде  тральщиков и посыльных катеров в расчет можно не брать.

До инцидента в Ормузском проливе и, особенно на всех мероприятиях с  новыми авианосцами, британская пресса во всю расписывала новые времена  как возрождение морского могущества Лондона, особо напирая на два  фактора. Во-первых, ого-го какие могучие авианосцы, сразу даже целых  два!

Во-вторых, напирая на выдающиеся характеристики "Дэрингов". Они, де,  все из себя электронные, с действительно развитой радиолокацией,  специально заточенные под задачи ПВО/ПРО. Сегодня специалисты считают их  лучшими в своем классе. А очевидный недостаток противокорабельной  ударной мощи компенсируется зарезервированным в конструкции  пространством под 12-16 универсальных ракетных шахт, способных нести как  противокорабельные ракеты, так и КР большой дальности.

Однако, если с эсминцами британские журналисты в целом правы (хотя  степень их выдающести может проверить только реальное применение в бою,  которого Тип 45 еще никогда не проходил), то с авианосцами они уже  откровенно лукавят. "Куин Элизабет" и ее систершип являются кораблями в  своем классе очень средними. Проблема непонятности назначения и главный  мотив "владычица морей авианосцы иметь просто обязана" привели  руководство страны и командование флотом к стремлению получить по  возможности дешевый корабль.

В результате, еще на этапе проектирования, по финансовым соображениям  они отказались от использования как электромагнитной (американцы такую  поставили на авианосцы типа "Джералд Форд"), так и традиционной паровой  катапульты. Сделав ставку на самолеты вертикального и укороченного  взлета F-35B.

А так как заказчик одновременно хотел универсальности по задачам, то  "Куин Элизабет" еще нагрузили возможностью высаживать десант  вертолетами. Из-за чего у него на борту ударных самолетов поместилось  только 26. Для войны с какими-нибудь папуасами в конфликте низкой  интенсивности вполне достаточно, но лишь при условии, что те не станут  сколько-нибудь серьезно сопротивляться.

Да и качество конструкции оказалось довольно так себе. Пока каждый  выход "Королевы Елизаветы" в море заканчивается протечками, поломками и  даже затоплением отсеков. Так что даже в очень ограниченном круге задач  новые британские авианосцы прикрытие корабельной группировки, а тем  более огневое сопровождение десанта в зоне высадки, обеспечить толком не  способны.

Фрегаты Тип 23 "Дюк" - корабли хорошие, но по возможностям очень  средние. Сопровождать кого-нибудь для защиты от пиратских катеров могут  вполне, а вот больше - уже нет. При громком названии и большом бортовом  боезапасе зенитных ракет, фактически уровня ЗРК "Стрела-2" только в  морском исполнении, "Дюки" не способны отразить воздушную угрозу не  только для сопровождаемых судов, но даже самих себя.

Их запланировано в 2023 году начать выводить из состава флота, с заменой  на 8 (по одному в год) новейших "многоцелевых" фрегатов Тип 26 (General  Purpose Frigate) и 5 еще более многоцелевых Тип 31. Однако способность  страны выполнить программу к 2036 году остается сильно сомнительной. С  деньгами у Британии уже обозначились серьезные проблемы, которые  усугубляется "Брекситом".

Эксперты полагают, что в полном объеме планы неисполнимы, а значит  вместо 13 "Дюков" флот получит существенно меньшее количество замены и  общая численность Royal Navy скорее всего снизится еще больше. Вероятно –  до 32 вымпелов, с которыми ни о какой защите британских зарубежных  интересов речи не может идти вовсе. Как это выглядит – наглядно  продемонстрировал Иран. При всех громких заявлениях о решительной  готовности "показать персам мать Кузьмы", все, что Лондон сумел выделить  для патрулирования и сопровождения – один эсминец и один фрегат.

В парламенте надеются на существенную помощь со стороны ВМС США и  создание некой международной корабельной группировки на базе флотов  Саудовской Аравии, Эмиратов и всех прочих стран региона. Это сильно  напоминает историю с "Великой сделкой",  когда в обмен всего на полсотни старых американских эсминцев,  Британская Империя расплатилась предоставлением Америке права разместить  военные базы США в своих колониях и разрешить американцам там  торговать.

Заокеанские союзники, в лучших традициях русской сказки, домик у  зайца очень быстро полностью отжали. С той лишь разницей, что осенью  1939 года у Соединенного Королевства чем расплатиться за услугу нашлось,  а сейчас платить за военную помощь уже нечем. Так что можно  констатировать – формально у Британии какой-то боевой флот еще есть, но  практически ни на что серьезное он уже не способен. И чем дальше, тем  сильнее будет деградация.


Специально для ИА REX 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded