Category:

Что мешает объединению ДНР и ЛНР?

Интеграция республик Новороссии возможна, но осуществить ее некому

Наблюдая за тем, как отмежевались друг  от друга Луганск и Донецк, становится любопытно — а что было бы, если бы  сбылись мечты о Новороссии от Харькова до Одессы? Неужели это была бы  плеяда «городов-государств» с собственными законами и «элитами»,  объединенных лишь пророссийскими лозунгами и российскими же дотациями?

Нашлись  бы в достаточном количестве управленцы, которые смогли бы эффективно  объединить инфраструктуру этих городов, их экономический потенциал, и  превратить это всё в жизнеспособное новообразование? Вероятно, ответ на  этот вопрос может быть только отрицательным.

Сейчас  на Украине происходит деградация государственности, и люди, руководящие  страной или какими-то ее составными частями, всего лишь используют  накопленный ресурс, который рано или поздно непременно иссякнет.

Когда  в Донецке и Луганске после выборов 2 ноября 2014 года были представлены  новые депутаты Народного Совета, сразу стало понятно, что будет нелегко  — среди народных избранников было много ярких людей и практически  никого с хотя бы приблизительным пониманием основ работы органов  местного самоуправления, государственных органов, законотворчестве и т.  д.

В итоге в ЛДНР, где государственность  нужно строить с нуля, до сих пор не нашлось достаточного количества  управленцев, чтобы превратить деятельность правительства в нечто  большее, чем карго-культ. Вместо того, чтобы объединить республики и тем  самым упрочить их позиции, происходят лишь вялые попытки имитации этого  процесса.

Изначально в размежевании ЛНР и ДНР  имелся смысл. В условиях боевых действий и махновщины первых лет  существования республик граница помогала бороться с контрабандой, а  независимость Луганска позволяла ему избежать диктата более амбициозного  и, к сожалению, более тесно связанного с украинскими олигархами  Донецка. В то же время не совсем понятно, почему, пытаясь строить свою  политическую систему по общим лекалам, вплоть до создания  добровольно-принудительных общественных организаций-клонов, молодежных  движений и т. д., в республиках законы принимались без оглядки друг на  друга? Вероятно, мысль о том, что законодательство рано или поздно  придется синхронизировать, тогда просто никому не приходила в голову.

Сегодня  идея объединения Луганска и Донецка выглядит утопичной. Причем дело не  только в законодательстве, которое, при желании, можно насильственно, в  авральном порядке, привести в соответствие. Проблема скорее в отсутствии  должного количества грамотных чиновников, политиков и управленцев,  которые смогли бы не только «сшить» ЛНР и ДНР сугубо формально, а  действительно укрепили и восстановили бы их социально-экономические  связи. Еще одна существенная проблема — различная ситуация в борьбе с  коррупцией и превышением полномочий в республиках.

Простой  пример: несмотря на низкий урожай зерновых, в ЛНР и ДНР совершенно  разная ситуация на потребительском рынке. В Луганске пошли в ход запасы  зерна с прошлого года. В итоге цены на хлеб, муку и другие, зависящие от  стоимости зерновых продуктов, остаются фиксированными. В то же время в  Донецке запасы зерна, о которых еще в апреле 2018 года бодро рапортовали  чиновники министерства аграрной политики ДНР, куда-то исчезли — то ли  были контрабандно вывезены за пределы республики, то ли незаконно были  использованы для производства спирта. Интеграционная логика предполагала  бы необходимость для Луганска поделиться с соседями излишками зерна, но  в реальности нет никаких гарантий, что эта помощь будет использована  должным образом и не «рассосется» в чьих-то широких карманах.

То  есть, прежде чем говорить об интеграции, необходимо нормализовать  обстановку в ДНР и привести ее в соответствие с соседней республикой.  Возможно, логичным было бы начать интеграцию именно с создания  соответствующей структуры, которая могла бы бороться с подобными  преступлениями как в Луганске, так и в Донецке. Притом желательно  включить в нее наблюдателей и аудиторов из России, чтобы минимизировать  возможность встречи эмиссаров структуры с вездесущими украинскими ДРГ.

Вообще координировать друг с другом  деятельность сельского хозяйства было бы не только выгодно, но и полезно  в плане обеспечения продовольственной безопасности. Еще большие выгоды  сулит восстановление производственных цепочек, но это, разумеется,  задача на порядок сложнее, чем взаимодействие в аграрной отрасли.  Потребуются комплексные усилия в самых разных сферах — дипломатии и  бизнесе, чтобы наладить сбыт продукции и поставки сырья. Понадобятся  инвестиции, юридическая поддержка и значительное количество крупных  специалистов для налаживания работы промышленных объектов, не говоря уже  о толпах квалифицированных сотрудников.

Дефицит  кадров — одна из серьезнейших проблем, с которыми столкнулись ЛДНР, и  это также можно считать интеграционным вызовом. Во времена СССР на  Донбассе действовал глобальный комплекс профессионально-технического  образования, который частично был уничтожен во времена Украины, а после  начала конфликта и вовсе был поделен между подконтрольной Киеву частью  Донбасса, Луганском и Донецком.

В то же  время республики критически нуждаются не только в узкопрофильных  специалистах, инженерах и квалифицированных рабочих — ЛДНР буквально не  хватает грамотных чиновников, администраторов, медиков, учителей и т. д.  Уже сегодня на многие ответственные должности приходится назначать  абсолютно неопытных людей. В ближайшем будущем кадровый вопрос может  привести к серьезному кризису, когда в республиках просто не останется  персонала, способного качественно учить, лечить, работать на конвейере и  т. д. Для преодоления надвигающегося кризиса Луганск и Донецк должны  экстренно строить единую образовательную среду, налаживать  взаимодействие, восстанавливать образовательные учреждения,  разрабатывать и внедрять комплексную программу привлечения  квалифицированных кадров. Решать вопрос с жильем для молодых  специалистов, льготами для них и т. д. К сожалению, подобная работа если  и ведется, то, мягко говоря, в гомеопатических дозах.

На самом деле, плодотворная совместная  работа — залог дальнейшего существования ЛДНР. В данный момент  законотворчество в республиках скорее напоминает игры в  государственность, чем реальную деятельность: принимаются законы о  противодействии деструктивным группам в соцсетях, обсуждают пользование  воздушным пространством, которое едва ли будет востребовано в ближайшие  годы, и т. д.

Вся эта деятельность, хотя и  является полезной, отнюдь не соответствует тем вызовам, которые стоят  перед республиками сегодня. Вся эта беззаботность исходит из абсолютно  необоснованной уверенности в том, что Россия будет и впредь кормить  республики Новороссии в тех же, а может, и в больших объемах. Вероятно,  никто даже не пытается думать о том, что ЛДНР должны создавать основу  своего благоденствия, в том числе собственными усилиями, учиться  обеспечивать себя самостоятельно и т. д. Но зачем — если можно играть в  бирюльки, а урезание финансирования перекладывать на плечи населения?

Говоря  откровенно, если завтра Россия заявит о своей готовности присоединить  республики Новороссии, реализовать этот проект Москве придется  исключительно своими силами. На данный момент правительства республик  просто методологически не осилят процесс унификации с российским  законодательством, переход на российские стандарты и нормы и т. д. Не  говоря уже о неготовности чиновников работать с соответствующим КПД,  нести ответственность, играть по правилам и работать прозрачно.

Процесс  формирования дееспособного правительства, до сих пор не завершившийся в  Крыму, на Донбассе потребует еще более радикальных мер. Причем из  нынешних функционеров в новые структуры войдут немногие. Вопрос в том,  где взять недостающее количество эффективных управленцев, если их нет  сегодня и никто не готовит их ко дню завтрашнему?


Источник:  ИА REGNUM.


P.S. Не удивлюсь, если на эту статью сюда набежит куча желающих обвинить меня  в предательстве. Однако калькулятор - штука циничная. Автор описывает  действительно то, что есть, а есть не очень гуд. Сравнение с  городами-государствами на мой взгляд чрезвычайно меткое. И это главная  проблема Новороссии на данный момент. Куда важнее продолжающейся войны  или разрушенной инфраструктуры. Любое государство начинается с головы,  то есть с представления общества о том, как и для чего оно должно  существовать.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded