alex_leshy

Categories:

Логистические проблемы армии Наполеона

14 июня 1803 года Пьер  Дарю,  генеральный комиссар французской армии получает указание от  Наполеона  обеспечить материально-техническими средствами будущий лагерь  под  Булонью и Сент-Омером на 80-90 тысяч человек. Среди всего прочего   требуется поставка "100 тыс. ежедневных рационов для солдат, 20  тысяч  рационов для 18 тыс. лошадей, кроме того - 2400 лошадей для  перевозки  артиллерии, 636 - для своевременного подвоза провианта, 160  лошадей -  для карет скорой помощи". Главным комиссаром лагерей назначен Клод-Луи Пети, Дарю является его заместителем.

Надо   сказать, что поставки так и не были выполнены в полном объеме.   Оказалось, что логистика подвела, но спасало то, что войска находились   на своей территории. Проблемы вылезли в 1805-06 годах.

Итак, 27   августа 1805 года Великая Армия снимается со своих биваков и идет маршем   на Австрию. Пять армейских корпусов были отлично снабжены и накормлены   на каждом переходе, каждому солдату было выдано четыре пары ботинок   (одна пара в работе, три в запасе), хлеба и галет в расчете на 4 дня.   Проблемы начались, когда армия пересекла Рейн и оторвалась от своих   магазинов. Между обозами и собственно боевыми полками образовался   разрыв. Склады в Страсбурге, Майнце и Баварии оказались наполовину   пустыми, провиантская служба не успела их заполнить, поэтому уже в   Баварии пришлось заняться реквизициями, что разлагало армию.

К этому   добавились проблемы логистики, скажем, после Ульма открыта была   единственная дорога на Вену. Чтобы хоть как-то облегчить подвоз   необходимомго, армия двинулась вдоль Дуная, чтобы была возможна доставка   по рекам. Но чем дальше удалялись французы от своих границ, тем более   нарастали проблемы логистики между магазинами и действующей армией.

Аустерлиц   стал буквально спасением, ибо на момент сражения у французов  оставалось  только 10 тыс. дневных рационов в неприкосновенном запасе, а  по лошадям  ситуация была совсем плачевной - 2 тыс. рационов пшеницы и  650 рационов  овса на 18 тыс. кавалерии.

Но настоящие проблемы  начались в 1806-м,  во время компании против Пруссии. За месяц, совершив  марш-бросок из  Майнца, французы смогли выставить в поле 20 тыс. пехоты  при 3 тыс.  кавалерии. Снабжение - ежедневные рационы на 10 дней.  Естественно, обозы  не поспели за маршем, и тут оказалось, что "местность тут напоминает Синайскую пустыню" (Ланн).   Грубо говоря - грабить некого.  У Мюрата и Даву к концу ноября в   Варшаве путем нечеловеческих усилий собрано 550 тыс. рационов хлеба и 95   тыс. рационов овса. При этом корпуса Бернадота и Сульта оказались   вообще без снабжения, им угрожал настоящий голод, но сколько не орали на   обозников и их офицеров, сколько не отправляли под арест и не угрожали   поставить к стенке - снабжение стало еще хуже, ибо - внезапно! - зимой   логистика стала еще ужаснее.

Но если людям голод еще только  угрожал,  то вот с лошадьми случилась жопа. Лошади реквизировались у  французских  крестьян (с последующей их оплатой, либо аренды, либо  выкупа, если  погибли). Но крестьянская лошадка и кавалерийская лошадь -  это немного  разные вещи. Кроме того, крестьянин был обязан ее снабдить  сбруей  (естественно с последующей оплатой) и подковать. Но как  выяснилось,  крестьянам это было не особо надо, сбрую они ставили чаще  всего самую  дешевую, лошадей подковывать отказывались, и в результате  лошадки  французской армии чаще всего годились лишь для небольших  переходов.  Недаром герцог Веллингтон по результатам боев в Испании  писал, что "кавалерия Великой Армии наверное самая худшая в Европе".

После   1805 года решили разводить арабских и наваррских скакунов, но   оказалось, что в прекрасной Франции профессиональных конезаводчиков кот   наплакал, скрещивать породы, выбирать отца и мать для нового коняшки   вообще не умеют, и в результате получались какие-то уродцы, тяжелые на   подъем и галоп, но обладающие противным нравом арабов.

Потери в   конном парке за 1806 год приблизились к 50% (ранее составляли 30-35%).   Настоящий падеж начался зимой, когда от оставшегося числа потеряли еще   20% коней на зимних квартирах. Оставалось одно - реквизировать лошадей в   завоеванных странах. Но и там реквизировать приходилось крестьянских   лошадок, а не боевых лошадей.

Лишь в 1807 году в голову приходит   очевидное - надо не только иметь магазины и армейские обозы - надо   создать между ними службу логистики, то есть тех, кто будет доставлять   нужное из магазинов в действующую армию. Так создаются поездные роты -    по 32 телеги, 128 лошадей и 64 возницы в каждой. Таким образом в одном   транспортном батальоне (6 рот) было 192 телеги, 768 лошадей и 384   обозников. Первоначально было создано 4 батальона. К 1812-му количество   их увеличилось - до 8 батальонов.
Но и этого оказалось безумно мало, ведь военные действия шли на территории от Португалии до России.

Ну   а союзники уже нащупали слабое место Наполеоновской армии. Первым   тактику выжженой земли в Португалии реализовал Веллингтон. И у Массены   собственно постоянно было два выбора - либо наступление и последующий   голод, либо отступление. Естественно он выбирал второе.

Чтобы как-то   решить проблему хлеба, повсеместно закупаются и доставляются в   действующие войска мини-пекарни, но проблема в том, что не хватало муки.   Стали поставлять и мини-мельницы, однако не хватало зерна. Все   упиралось в своевременную доставку из магазинов. Но и этим проблема не   ограничивалась - магазины нужно было наполнять, а их наполнять не   успевали. В 1806-м в Пруссии надеялись на хлебные запасы Берлина, однако   вступив туда - были разочарованы. Хлебные запасы были осмотрены лично   Наполеоном и оценены на 8 дней на 40 тыс. человек. В Польше,   реквизировав все подчистую, смогли собрать 440 тыс. дневных рационов,   при этом 3200 пекарни могли выдать не более 40 тыс. рационов в день, а   расквартировать там собирались 60-70 тыс. солдат. Приходилось вести   недостающее из Франции. Ну либо грабить местных. Однако и это не   помогало.

И в 1810 году для войск в Польше император делает финт   ушами - теперь хлебная порция... уменьшается в два раза - с 2 фунтов в   день до 1 фунта хлеба. Понимая, что это просто подтасовка, император   милостиво разрешает при каждом батальоне создать ежедневный запас из 1   центнера муки на день плюс... 4 лошадиных копыта (для наваристого,   вкусного борща или холодца).
Таким образом, уже к началу 1812 года   логистические проблемы выпирали изо всех щелей. И было понятно, что при   походе в Россию они еще более увеличатся.
 

Позже, как дочитаю Пигара - может быть сделаю пост по конкретным циферкам. Пока он чисто описательный получился.


Источник: Яндекс.Дзен

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded