alex_leshy

Эрдоган хочет перевернуть геополитическую карту Ближнего Востока

На горизонте выхода из НАТО: Значение нового канала «Стамбул» для Турции и остального мира.

Выступив на съезде Партии справедливости и  развития, ее лидер, по совместимости президент Турции Реджеп Тайип  Эрдоган сделал серьезно всколыхнувшее если не весь мир, то заметно  оживившее СМИ и деловую часть планеты заявление о том, что Турция намерена построить новый судоходный канал между Черным и Средиземным морем.

Если коротко, то в предстоящие три года Турция намерена построить  параллельно нынешним "проливам" новый судоходный канал протяженностью  43 километра, с шириной русла около 400 метров и глубиной не менее 25,  способный пропускать в сутки до 160 судов. Это, как минимум, удвоит  общую пропускную способность транспортной артерии между Черным и  Средиземным морями, а также позволит проводить более крупные по тоннажу  суда, чем на данный момент по существующему маршруту.

Последнее особенно важно ввиду  многочисленных проектов по расширению нефтегазовой добычи в акватории  Черного моря, а также в перспективе возможного строительства  СПГ-терминала на российской части черноморского побережья с прицелом на  поставки его продукции в Южную Европу. Прежде всего - в Италию и  Испанию.

Стоить это дело будет дорого. На данный  момент бюджет проекта оценивается в 10 млрд евро. В связи с чем идея  сейчас кажется наиболее фантастичной, учитывая нынешний кризис турецкой  лиры и обострение экономической войны с США. Но, как бы парадоксально  такое ни звучало, именно теперь Турция испытывает в строительстве  особенно высокую потребность.

Пока СМИ обсуждают лишь самую вершину  айсберга, однако заявление турецкого президента под собой имеет гораздо  больше смыслов, чем видны на первый взгляд.

Во-первых, оно само по себе способно  генерировать источник экономического роста, компенсирующий негативные  последствия торговых проблем с США. Любое крупное инфраструктурное  строительство это всегда деньги, рабочие места, заказы для сопутствующих  и обеспечивающих процессов. А значит, в конечном итоге, налоговые  поступления в казну.

Во-вторых, Анкара сейчас особенно остро  нуждается в расширении диверсификации источников своих доходов.  Американский рынок в изрядной степени закрывается. Следовательно,  выпадающие доходы срочно требуется чем-то компенсировать. А тут,  буквально под боком, готовый альтернативный вариант. Пропускной  способности существующих "проливов" стало остро не хватать. Потребность в  проводках на данный момент физическую возможность превышает минимум  процентов на семьдесят. Так что фактически для получения дополнительных  транзитных денег достаточно просто прокопать еще один канал.

В-третьих, про идею строительства  российского СПГ-терминала на побережье Черного моря сказано не просто  так. Она обсуждалась еще с 2012-2013 годов, но тогда ограничивалась  только академическим уровнем. На черноморском побережье Европы никто за  свой счет строить приемные терминалы не желал. В условиях жесткого  сопротивления Брюсселя, делать это за свой счет Россия надобности не  видела. А доступ к существующей инфраструктуре терминалов в Италии и  Испании намертво перекрывал запрет на прохождение газовозов через  турецкие проливы. Сейчас позиция Анкары по этому вопросу решительно  переменилась.

Нет, по старому маршруту Турция газовозы  не пустит, но по-новому она про разрешение говорит уже сама. Что самым  непосредственным образом влияет и на вопрос газового баланса в Европе.  Одно дело тормозить строительство трубопровода в Балтийском море, и  совсем другое - просто газовоз, такой же, как все прочие, но с очень  дешевым газом и уже на рейде существующих терминалов.

Так что остается лишь решить вопрос с  деньгами. И тут открываются самые разные и очень интересные перспективы.  Потому что денег вполне возможно занять как у Пекина, в рамках проекта  "Пояса и Пути", так и у Москвы, в рамках уже налаженного  геополитического сотрудничества "по Сирии" и  просто экономического  двустороннего.

Как события станут развиваться дальше,  пока судить сложно. Однако уже очевидно, что процесс американо-турецкого  развода приобрел черты необратимости. Тем самым еще сильнее повышая  любопытность другого вопроса – сроков выхода Турции из НАТО.  Так что,  как говорится, стоит запастись комфортом и устроиться поудобнее. Будет  интересно.


Специально для ИА REX

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded