alex_leshy

Categories:

Россия и Китай открыли друг другу рынки автомобильных грузоперевозок

Сотрудничество по проекту «Пояса и Пути» для России одновременно хорошо и опасно.

Как сообщил на днях Минтранс, в июне  текущего года между Россией и Китаем запланировано подписание  межправительственного соглашения, полностью меняющего  правила взаимных автомобильных грузоперевозок. До настоящего времени  они разрешались только в пределах приграничной территории и строго по  заранее утвержденному маршруту "точка - точка". Новое соглашение  позволит российским и китайским фурам возить грузы по всей территории  обеих стран, в том числе, попутные.

Таким образом, будет сделан очередной шаг  по развитию глобального проекта "Пояса и Пути" в рамках формирования  сухопутного транспортного коридора из Китая в Европу.  Это, безусловно,  хорошо. В рамках существовавших правил торговый оборот между нашими  странами колебался от 64 до 97 млрд. долл. в год. При том, что потенциал  торговли оценивается в 160-180 млрд. долл. в год, из которых 124 млрд.  приходятся только на Китай, остальное - транзит в другие соседствующие с  Китаем страны ЮВА.

Автомобильный транспорт в этом случае  имеет значительные преимущества перед железнодорожным и морским. Прежде  всего, он почти на порядок быстрее. К примеру, из Владивостока в  Санкт-Петербург фура идет 8-10 суток, в то время как железнодорожный  вагон  в среднем 14-15. К тому же отправить фурой можно партию груза  объемом в 5 тонн, причем даже составную, потратив на оформление  документов не более суток, тогда как железная дорога привязана к  грузоподъемности вагона в 60 тонн и оформление бумаг занимает примерно  неделю.  

Таким образом, по совокупности факторов  автоперевозки для множества сегментов товаров оказываются значительно  более выгодны. Например, фурами перевозится 87% всего оборота овощей и  фруктов, а также 98,8% общего объема скоропортящихся товаров. Из  продовольствия в вагонах предпочитают возить разве что пиво, да и то занимает оно всего 0,5% всего объема доставки по железной дороге.

Что касается общей структуры российско-китайской торговли  (а перевозки обслуживают именно ее), то 52% составляют машины и  оборудование; 8,5% - металл и металлопродукция; 16,5% - текстиль и  обувь;  7,8% - химическая продукция;  3,6% - продовольствие; остальное  составляют прочие товары от энергоносителей до медикаментов и  электроники. Причем из России в Китай свыше 30% грузооборота составляет  сельхозпродукция и продовольствие.

Следовательно, несмотря на опасения  Минтранса, "открытие границ" для автоперевозчиков в целом одинаково  перспективно как для Китая, так и для России. Как минимум потому, что  основные виды китайского экспорта к нам более оптимизированы под  железнодорожные перевозки, в то время как российский поток в основном  больше заинтересован в автомобильных. А, значит, российских фур в Китае  будет оказываться больше, чем китайских в России.

Это важно для понимания общей динамики  процессов экспансии. Чтобы не гнать назад фуру порожней,  грузоперевозчикам надо будет искать заказы на доставку на месте, тем  самым расширяя масштабы как всей торговли в целом, так и размер  российской доли в общем объеме транспортных услуг.

Впрочем, для опасений определенные  основания тоже имеются. Львиная доля деловой активности страны сегодня  сосредоточена в западной части России. Соответственно более 86% всего  грузового транспортного автопарка находится тоже здесь. Так что по  началу количество китайских фур "за Уралом", безусловно, возрастет.

Однако упрощение логистики неизбежно  расширит объемы прямых и сопутствующих бизнесов, тем самым обеспечивая  рост объема грузоперевозок, а значит и увеличение, так сказать, силы  экономической гравитации, под действием которой деловая активность  непременно начнет перемещаться на восток. Увлекая за собой и российские  транспортные компании. В результате появится стимул для экономического  развития восточных регионов России, что, безусловно, хорошо.  Хотя путь  этот и не будет простым.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded