alex_leshy

Categories:

Тревога! В воздухе сверхзвуковые медведи!

Испытания системы катапультирования для первых  сверхзвуковых самолётов оказались слишком опасными. Добровольцев на роль  испытателей не было. Тогда решили использовать… медведей. Как косолапые  покоряли сверхзвук — сейчас расскажем.

Есть такая байка: после  полёта Белки и Стрелки в космос в ООН пришло письмо от инициативной  группы женщин из штата Миссисипи. В нём американки клеймили советских  учёных, подвергающих собак бесчеловечным опытам. Женщины требовали  срочно прекратить ужасные эксперименты.

В конце стояла приписка:  если уж так требуется ради науки запускать кого-нибудь в космос,  то можно использовать маленьких негритят. Благо в Миссисипи их навалом  и не очень жалко.

Штурмуя сверхзвук

Это, конечно, байка.  Но времена тогда и в самом деле стояли прекрасные. Уже больше десяти  лет прошло, как человечество проверило на прочность звуковой барьер  и осталось довольно. Летать быстрее звука получилось. Инженеры разных  стран соревновались в создании более мощных и быстрых реактивных  двигателей. Самолёты стали напоминать космические ракеты, и лишь  выдающиеся над фюзеляжем плексигласовые фонари и сидящий внутри пилот  показывали, что перед нами всё-таки самолёт.

Сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler

Точно! Пилоты! Как оказалось, летать на сверхзвуковых скоростях люди  уже научились, а вот спасаться в случае чего — ещё нет. Раньше было  проще. Почуяв «запах жареного», лётчик открывал фонарь и переваливался кулем за борт. А там уже раскрывал парашют и приземлялся.

На сверхзвуковых скоростях всё сложнее. И фонарь не открыть, и гимнастические упражения совершать нет никакой возможности.

В  1958 году проблема спасения на сверхзвуковой скорости встала в полный  рост перед пилотами первого в мире сверхзвукового бомбардировщика  Convair B-58 Hustler. При попытках покинуть опытную машину  на сверхзвуковой скорости в обычных катапультируемых креслах  лётчики-испытатели гибли или калечились.

Спасательная капсула фирмы "Стэнли" в открытом и закрытом состоянии

Конструкторы напряглись и предложили герметизированные спасательные капсулы фирмы «Стэнли». И — почти фантастика! После активации системы спасения перед каждым из трёх членов экипажа (пилотом,  штурманом и оператором оборонительных систем) захлопывались створки  капсулы, после чего срабатывало катапультирование. К слову, в версии  для пилота имелся иллюминатор (у  остальных его не было). Его дали лётчику для возможности продолжать  пилотирование при закрытых створках устройства на случай  разгерметизации. Ну, или если просто всем в самолёте вдруг стало  страшновато — створки закрыли и продолжили полёт, но уже готовые  катапультироваться в любую секунду.

Первому медведю приготовиться

Правда,  когда встал вопрос об испытаниях этого чудо-изобретения, добровольцев  почему-то не нашлось. Ветер впустую трепал объявления о наборе желающих,  а лётчики обходили центр испытаний третьей дорогой.

Именно тогда кому-то из «яйцеголовых» в голову пришла идея использовать для испытаний медведя.

Натурального такого медведя, весом с лётчика американских ВВС.

Серьёзным  плюсом были короткие задние конечности мишки. Дело в том,  что в ограниченном объёме капсулы пилоту предписывалось практически  втянуть ноги в себя, перед тем как закрыть шторки катапультируемого  устройства. Сидящий же в кресле пилота медведь мог делать с ногами  что хочет.

Косолапого заманивали в капсулу лакомствами, успокаивали и фиксировали в требуемом положении.

Медведь-испытатель Йоги

21 марта 1962-го состоялся первый эксперимент. Мишка по кличке Йоги  на высоте более 10 000 метров и на скорости в 1400 километров  в час покинул борт бомбардировщика и стал первой в истории медвечества  особью, катапультировавшейся на сверхзвуковой скорости.

Через семь минут и 49 секунд капсула спасения «Стэнли»  с жутко испуганным, абсолютно недовольным, но живым и здоровым медведем  коснулась земли. А уже через две недели первый медвежий рекорд  был побит. Собрата Йоги по кличке Большой Джон катапультировали с высоты  в 13 700 метров на скорости, превышавшей 1600 километров в час.  И тоже удачно.

Удачное приземление

Хватит

Дай учёным волю, они бы так и продолжили запускать  несчастных медведей в воздух. Но животные оказались памятливые:  при попытке посадить их в «яйцо» второй раз сражались до последнего. Заказывать новых, ещё «необлётанных» косолапых оказалось слишком дорого.

А потому опыты продолжили по старинке, на людях.

По  результатам испытаний спасательные капсулы признали удачной заменой  креслам для катапультирования и, несмотря на их почти космическую  стоимость, установили на все В-58А, кроме учебных. Нет, ну правда,  слишком дорого. После дальнейших экспериментов оказалось,  что чудо-устройства обеспечивают спасение лётчика на скоростях до 2,2  М и высотах более 20 000 метров. А вот на небольших скоростях — увы —  использовать их было нельзя. Скорее всего, именно поэтому технология  и не получила распространения.

Convair B-58 Hustler прослужили  ещё восемь лет, после чего их сняли с эксплуатации. Единственным  их боевым применением стал облёт Кубы во время Карибского кризиса.  А запомнились они лишь высокой аварийностью да сверхзвуковыми медведями.

Как известно, сверхзвуковая скорость — далеко не предел. Сейчас разрабатывают летательные аппараты с гиперзвуковой скоростью. Но те, скорее всего, будут беспилотными.


Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded