?

Log in

No account? Create an account

В берлоге у Лешего

Таблице умножения без разницы, вы продаете или покупаете.


Previous Entry Share Next Entry
К вопросу о "стране гибнущей промышленности" или почему тут вреден советский опыт.
alex_leshy


Ирина Алкснис, на мой взгляд, затронула чрезвычайно важную тему и задала очень меткий и давно назревший вопрос:

"Страна гибнущей промышленности". Почему люди не знают об успехах России

Может быть, все-таки стоит позаимствовать советский опыт и рассказывать о достижениях народного хозяйства и "великих стройках капитализма" в России в ежедневном режиме в телевизионный прайм-тайм и на первых страницах изданий?

Ведь нам действительно есть чем гордиться.

https://ria.ru/analytics/20171020/1507215916.html


Однако, на мой взгляд, ответ на него не столь однозначен, как кажется. Гордиться нам действительно есть чем и говорить об этом безусловно надо. Но вот делать это в стиле советского опыта означает весь позитивный медийный эффект от успехов напрочь угробить также, как свои успехи угробил СССР.

Прежде всего потому, что чем больше в газетах про успехи говорилось, тем абстрактнее и дальше от жизни простых людей они становились. Повысились удои? И что с того? Они каждый год десятилетиями все повышались, а молоко как стоило (если память не подводит) 12 копеек за пол литра, так и продолжало стоить. Нет, успехи это круто, но возникал вопрос - если простой человек результата не видел, то куда эти дополнительные удои уходят "и что с них конкретно мне"?

Система успешно работала после Войны, когда успехи действительно вскоре появлялись на полках магазинов, но потом все превратилось действительно в пустой информационный шум, который просто перестал восприниматься. А позднее эта бравурность вообще начала генерировать обратный эффект. Власть (газеты, телевизор, Партия и т.п.) все врет. Успехи у нее, понимаешь, ага. А к нашей деревне дорогу нормальную до сих пор провести не в состоянии! А помидоры нормальные в магазине фиг купишь! И далее по списку.

Это не значит, что нам не стоит гордиться успехами. Очень даже стоит. Более того, о них необходимо говорить публично. Ибо популярное в народе убеждение - у нас все плохо, а будет еще хуже, мы тупо проедаем остатки советского наследия и больше не делаем ничего (в этой и множестве других версий) - как раз по причине внятного информационного вакуума и формирует. И в этом убеждении ничего не изменится, если никто не будет рассказывать о реальных успехах. Однако Боже упаси делать это в стиле именно советского опыта.

Теперь самое время перейти к вопросу - если не по-советски, то как, и почему это не делается сейчас? На сей счет есть два мнения. Одно в комментариях к статье в профиле Ирины Алкснис привел Борис Алистер. Цитирую:

Задам "простой вопрос": а КОМУ писать о новой промышленности России? Вот уже больше 20 лет, все, что позволяют себе федеральные СМИ по поводу промышленности, укладывается в один из двух вариантов. 1) Что-то там открыли, вот на фото ВИП персоны, ленточки, шарики в воздух, оркестр играет туш, сказано 122 слова ровно. Что именно открывали, в какой производственной цепочке будет находиться завод/цех/электростанция - журналисты не способны не только описать, но и просто понять. 2) что-то упало/загорелось/утонуло, кого-то придавило, утопило, задохнуло. Ужос-ужос-ужос кричит журналист и стремглав уносится вдаль. Или туш+ленточки или пожар+наводнение, никаких других вариантов. Утрачена к чертовой матери советская школа журналистики, вузы готовят скакунов по верхам и охотников на сенсации. Самого понятия "отраслевая журналистика" не существует в принципе. На этом фоне есть, конечно, журналистика и сайты в интернете отраслевые. Открываешь, бывалоча, а там на три листа - восторженный текст о том, как применили новый сплав для компенсаторов амортизаторов стабилизаторов насосного узла!!! А вот еще новшество, благодаря которому - вы только представьте себе!!! - сигма-коэффициент вырос на 0,003% !!! Да что там сигма-коэффициент - ведь при этом еще и лямбда-член скакнул сразу на полпроцента!!! Этот стиль называется "Арифмометры пишут калькуляторам". Все, третьего варианта нет. Даже если придет команда с властного Олимпа писать о новых технологиях, производствах - делать это просто некому. И нет в России ни одного федерального СМИ, которое способно рискнуть и начать такую работу. Отдушин - две: сайт "Сделано у нас" и видеоканал "Время, вперед!" ЗЫ. Ирине - мое почтение за поднятую тему.


Второе мое. Повторюсь тоже из профиля Ирины:

Борь, во-первых, от меня большой плюс. Во-вторых, как водится, кое в чем согласиться с тобой не могу. Вероятно потому, что я вышел из стадии ожидания "милости от природы" и больше не считаю, что СМИ что-то там сами кому-то должны.

Если очистить все от словесной шелухи, то в основе лежат деньги. В общем капиталистическом соревновании за зарплату пока выигрывают те, кто пишет про скандалы и расчлененку. Это неприятно, но, увы, факт - читательская аудитория у них гораздо выше. Сколько человек нас с тобой читают? Ну полтора десятка тысяч от силы. Если собрать аудиторию всех позитивных каналов и площадок она не набирает и сотни тысяч человек, в то время как у жвачки типа Дом-2 она стабильно превышает десяток миллионов, а общая аудитория всех видов СМИ - больше сотни миллионов. Так что лично меня нисколько не удивляет результат.

Скандалы относительно легко монетизируются хотя бы за счет публикации рекламы. В то время как позитивные промышленные новости - нет. Даже та сотня тысяч, которая их читает, платить, например, в виде платной подписки, как когда-то на газеты с журналами, она не считает нужным. Потому и получается, что про хорошее пишут только отдельные фрики, вроде нас с тобой. Которым просто больше всех надо и больше всех "за державу обидно".

И требовать от государства тут тоже беспредметно. По той же самой причине. Теоретически оно безусловно должно быть больше всех заинтересовано, однако оно состоит из тех же самых людей... как тех, кто формирует аудиторию Дом-2, так и тех, кто возглавляет промышленные предприятия и тоже не считает нужным тратиться на какую то там общую популяризацию научно-технических или промышленных успехов. А без них откуда взяться деньгам? А без денег немногие фрики делают, что могут и как умеют, лишь в свободное от другой работы время.



Такие дела.


Posts from This Journal by “гражданская позиция” Tag



  • 1

Ютуб канал "Время-вперед!" на RT выпускать ну и на первый можно тоже.


Ну в том смысле, что это нужно делать 146% не взирая на опыт.



Edited at 2017-10-20 05:09 pm (UTC)

(Deleted comment)
Ну не верю я, что Фрицморген ведет свой блог в свободное от работы время.

Можете аргументированно пояснить, на чем это недоверие основано? Почему блог про каких-нибудь котиков, вязание крючком или жизнь в Японии человек просто так, не за деньги, вести может, а вот как Фриц, - нет?

Edited at 2017-10-20 07:11 pm (UTC)

В СССР был один утвержденный ЦК формат вещания. В условиях деидеологизации и рынка вещание на производственную тематику происходит в конкурентных формах, покрывает большую аудиторию, имеет в отдельных передачах более удачный формат. К сожалению, страдает терминологическая корректность, но на фоне целевых групп канает - в США вот даже на Дискаври ляпы бывают, и ничего, пипл хавает. Так что ничего страшного не происходит. Да, нет собственного клише, "узнаваемого лица", из-за чего не происходит "брендирования", теряется на фоне Дискавери отечественный научпоп, техножур и прочая бытовая тема. Но за рамками "глобальных маркетинговых успехов" журналистики как производства информационных материалов остается пусть кустарное, но довольно обильное ремесленничество. Ничего, раскачается.

"Может быть, все-таки стоит позаимствовать советский опыт и рассказывать о достижениях народного хозяйства и "великих стройках капитализма" в России в ежедневном режиме в телевизионный прайм-тайм и на первых страницах изданий?"

Вы что, серьезно!? Или это, все таки, такая "шутка юмора"?

Что именно вам в этом кажется шуткой?

Ну как вам сказать? Вот Древний Рим являлся великой державой античной эпохи. Только вот смогли бы рабы, проживавшие в Древнем Риме, испытывать чувство гордости по данному поводу (по поводу величия Древнего Рима)?




Edited at 2017-10-20 09:59 pm (UTC)

Вопрос Dmitry Dmitriev из серии "слона то я и не приметил". Допустим, есть реальный успех. Допустим, о нём рассказано наилучшим образом. И что?

- Мы стали жить лучше! - объявило правительство.
- Мы рады за вас! - злобно ответило население.

Предлагаю "инженерам человеческих душ" спросить себя:
успехи какого строя вы желаете пропагандировать наилучшим образом?
По моему мнению, в РФ реально строится такой, какому посвящено стихотворение:

Ах, какая была держава! Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица, как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица! Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим - закалённым в боях героям.
Не деляги и прохиндеи попадали у нас в кумиры...
Ибо в людях жила - идея! Жажда быть - в авангарде мира!
Что же было такого злого в том, что мы понимали твёрдо,
Что "товарищ" - не просто слово, и звучит это слово - гордо?
В том, что были одним народом, крепко спаянным общей верой!
Что достоинства - не доходом, а иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу не топили в грязи искусство?
Что мальчишек манило небо? Что у девушек были чувства?
А какие звенели песни! Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе, ранним утром заре навстречу!
Эти песни - о главном в жизни: о свободе, мечте, полёте,
О любви к дорогой отчизне, о труде, что всегда в почёте,
И о девушках, что цветами, расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме, и о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге, и о верном, надежном друге,
И алели над нами флаги - с чёрной свастикой в белом круге!

Даже если не повторять ошибку СССР и показать всю цепочку от строительства завода до товара на полках магазинов, то тут случится большой конфуз.

Это в Советском союзе такая цепочка могла быть показана честно. Вот построили современный химкомбинат - вот цены на пластиковые комплектующие снизились на 15% - вот цена на пластиковые детские пирамидки в ближайшем к вам магазине снизилась на 14%. На 14% - потому что кроме пластика, в пирамидке есть один металлический винтик.

Но в РФ-то экономика рыночная! Это значит, что цены зависят не от себестоимости, а от того, какой суммой покупатель готов пожертвовать, чтобы купить данный товар. Потому конец цепочки окажется очень конфузным. Нам скажут: "Нет, цена на детские пирамидки не уменьшится на 15%. Она вообще ни на сколько не уменьшится. На эти 15% увеличится доход владельцев компаний по всей производственной цепочке." Дальше идут кадры конкретных владельцев производств, с комментариями: "Теперь владелец химкомбината Сидоров С.С. сможет наконец-то добавить инкрустацию бриллиантами к своему золотому унитазу". Так что для телевидения РФ ваш совет просто противопоказан.

"Как, вы работаете в НИИЧАВО? Ну как там Выбегалло? Что он еще новенького сотворил?" Это происходит потому, что идеи Ойры-Ойры способны воспринять всего двести-триста человек на всем земном шаре, и среди этих двух-трех сотен довольно много членов-корреспондентов и - увы! - нет ни одного корреспондента. А классический труд Выбегаллы "Основы технологии производства самонадевающейся обуви", набитый демагогической болтовней, произвел в свое время заботами Б. Питомника изрядный шум. "Понедельник начинается в субботу"
-------------
Посему про комментаторов двух последних замечу, что именно - фрики и "сам себя не похвалишь - никто тебя не похвалит". Спокон веков журналисты несли пургу, которую ни один специалист читать без смеха - не может. Подготовкой журналистов-профи в СССР/России занималось только Минобороны - военкоров готовили. В остальном был тот же Дом-2

"Слава богу", "боже упаси", "видит бог", "на бога надейся, а сам не плошай" и так далее - во всех этих фразах слово "бог" пишется с маленькой буквы. А то, уж извините, инфантилизмом отдаёт и малообразованностью.

  • 1